N°117
04 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  04.07.2002
У порядочных людей денег нет на «Бигудей»
Евгений Гришковец и группа «Бигуди» выступили в клубе «Муха»

версия для печати
Чего только не увидишь летом в Москве! Да почти ничего не увидишь. Жара. Марево. Мертвый сезон. И вдруг приятнейшее известие -- Гришковец выступает. И не в театре, а в клубе. И не один, а с какими-то калининградскими друзьями. И друзья эти вроде как с философского факультета (один Канта изучает, другой -- русский анархизм), но на инструментах играют, музыку сочиняют и называются «Бигуди». И как все это совместить с Гришковцом, непонятно, а все равно интересно. Скажу сразу же: совместить легко.

Теперь, когда объездивший чуть ли не все фестивали Европы любимец театральной общественности выступил в клубах (за несколько дней до «Мухи» он с тем же составом появился в «Ботанике»), стало совершенно ясно: в прежней жизни у нас все было поставлено с ног на голову. Ведь кто такой Гришковец? Это наш, отечественный, лиричнейший и ностальгичнейший stand up comedian. Вуди Аллен с советским прошлым. Остроумный наблюдатель с не очень веселым и не очень русским лицом. Человек, знающий все про нас с вами и не всегда понимающий что-то про себя самого. И то, что он смешит (и печалит) не совсем так, как американец Вуди (тот-то всегда равен на сцене себе самому, а с Гришковцом все гораздо сложнее), в данном случае не так уж важно. Главное, что они оба смешат совсем не так, как Петросян или Задорнов. Место Задорнова -- на эстраде, Вуди Аллена -- в клубе. Он там, собственно, и выступает. Он (как и другие, менее известные, артисты этого жанра) -- органичная часть клубной культуры, предполагающей особую, совсем нетеатральную доверительность (и даже интимность) отношений между артистом и публикой.

И я лично не сомневаюсь: если бы в нашей прежней жизни были клубы, то Евгений Гришковец выступал бы в них не хуже (а в чем-то и лучше) Аллена. Его уникальность и специфика не противоречат тамошней атмосфере. Напротив, придают ей особый шарм. Но у нас клубов не было. Поэтому совершенно естественную эволюцию от клубной сцены к театральной Гришковец проделал в обратном направлении. Оттого-то все так недоумевали, когда он вдруг обрушился на наши головы. Откуда взялся? Да ниоткуда, а должен был бы оттуда, где теперь невзначай и, надо полагать, временно осел.

«Расслабьтесь, чувствуйте себя легко и свободно, можете танцевать, можете сесть на пол», -- говорит посетителям «Мухи» Гришковец, и в его устах это звучит совершенно естественно. Но в театре такого все же не скажешь. А здесь, в большой комнате или небольшой студии, где ни кулис, ни занавеса, ни зрительских кресел, где пришедшие попивают пиво и потягивают сок, можно.

И хотя в программе вечера «Бигуди» были заявлены основным блюдом, а Гришковец подавал себя в качестве гарнира, получилось ровно наоборот. И милая (тут бы сказали «негрузящая») музыка, и приятное пение под нее Елены Гришковец, и видеоинсталляции на служащем чем-то вроде задника экране (там все время шли какие-то отрывки из неопознаваемых фильмов 70-х) -- все это было лишь фоном, на котором опытный наблюдатель жизни, в огнях светомузыки немного похожий на диджея, говорил о лете, море, поре отпусков... Да какая разница о чем!

На десерт была подана еще одна группа, тоже из Калининграда, под названием «Лаванда». Состояла она, собственно, из одного совсем еще молодого человека по прозванию Филгуд, чудесного существа, прикинутого по моде конца 80-х. В джинсах-варенках, кооперативных кроссовках, ярко-красной майке, по-дискотечному пританцовывая, Филгуд мифологизировал позднюю перестройку. На экране сменяли друг друга кадры из «Ассы» и «Маленькой Веры», а в текстах песен поминались герои фильма «Спрут» и участники ансамбля Ricсi e Poveri. Сделано это было остроумно, а местами даже талантливо, но сразу было ясно: это совсем из другой (негришковцовской) оперы.

Филгуд пытается иронически дистанцироваться от времени, в котором вырос, но все равно кажется накрепко спаянным с ним. Гришковец, напротив, все время подчеркивает неразрывную связь с обстоятельствами своей (нашей) жизни, но в действительности смотрит на них со стороны. Потому-то все приметы времени (а о чем бы ни говорил Гришковец -- о лете, зиме, весне или службе на флоте, он все равно говорит о времени) обретают у него неповторимую ауру. Эту гришковцовскую внимательную отстраненность, как выяснилось, невозможно сымитировать. И еще труднее спародировать.

Последнее время в Москве появилось огромное количество образцов постгришковцовского театра и даже шире -- постгришковцовской культуры. Поговорить ни о чем, подпустить исповедальности, сделать спектакль на документальной основе, превратить прямое высказывание о жизни в эстетическое высказывание -- все это стало характерной особенностью современной (а точнее, молодой) русской сцены. И в какой-то момент показалось: так, как он, может всякий. А вот придешь в клуб «Муха», и сразу ясно: так, как он, не может никто. Культурой клубного общения с публикой у нас никто больше не владеет. А как он сам ею овладел еще до появления всяких клубов, это загадка. И разгадать ее не помогают ни бигуди, ни муха, ни горная лаванда.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.07.2002
Евгений Гришковец и группа «Бигуди» выступили в клубе «Муха»
Чего только не увидишь летом в Москве! Да почти ничего не увидишь. Жара. Марево. Мертвый сезон. И вдруг приятнейшее известие -- Гришковец выступает. И не в театре, а в клубе. И не один, а с какими-то калининградскими друзьями. И друзья эти вроде как с философского факультета (один Канта изучает, другой -- русский анархизм), но на инструментах играют, музыку сочиняют и называются «Бигуди». И как все это совместить с Гришковцом, непонятно, а все равно интересно. Скажу сразу же: совместить легко... >>
  • //  04.07.2002
Разрешился долгий спор о судьбе работы Василия Кандинского «Импровизация №10». Этот шедевр, являющийся одной из первых чистых абстракций в истории живописи и стоящий, по оценкам экспертов, более 30 млн долларов, останется в частном швейцарском музее -- Фонде Эрнста Бейелера. Это стало возможно после внесудебного соглашения, достигнутого 27 июня между Бейелером и Йеном Лисицким, наследником Софии Лисицкой-Купперс... >>
  • //  04.07.2002
В 1945 году Рэя Брауна, фактически еще тинейджера, взял к себе на работу сам Диззи Гиллеспи. А это значит, что 19-летний музыкант оказался в отличной компании создателей бибопа -- фактчески первого стиля, с которого начинался весь тот современный джаз, который давно уже считается мейнстримом. Брауну повезло еще и потому, что его трио взял под свое крыло знаменитый продюсер Норман Гранц, основатель знаменитой антрепризы «Джаз в Филармонии». В 1948-м Браун женился на самой знаменитой артистке этой антрепризы -- Элле Фитцджеральд. Четыре года он был ее аккомпаниатором и музыкальным руководителем. Потом они развелись, и Брауна взял к себе Оскар Питерсон. Вместе они проработали целых 15 лет... >>
  • //  04.07.2002
Шедевр режиссуры в российском прокате
Если у кого еще и оставались сомнения по поводу того, в чем заключается искусство режиссуры, то после «Госфорд-парка» американца Роберта Олтмена они должны рассеяться. Режиссер не должен отправлять зрителям послания, поражать новизной формальных поисков, вести философские дискуссии и решать социальные проблемы. Его единственная святая обязанность -- создать свою вселенную, со своим адом и раем, верхом и низом, землей и небом. А потом подтолкнуть слегка, отойти в сторону и с олимпийским спокойствием и сдержанной иронией наблюдать за тем, как по непреложным, раз и навсегда тобой же установленным законам люди любят, ненавидят, смеются, отчаиваются, унижают и убивают друг друга. Именно этим и занимается Олтмен -- художник-наблюдатель, мастер многофигурных композиций «Военно-полевой госпиталь», «Короткие отрезки», «Игрок»), любимый режиссер актеров и особенно актрис, многие из которых сыграли у него свои лучшие роли... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика