N°117
04 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  04.07.2002
Мышеловка для слуг и хозяев
Шедевр режиссуры в российском прокате

версия для печати
Если у кого еще и оставались сомнения по поводу того, в чем заключается искусство режиссуры, то после «Госфорд-парка» американца Роберта Олтмена они должны рассеяться. Режиссер не должен отправлять зрителям послания, поражать новизной формальных поисков, вести философские дискуссии и решать социальные проблемы. Его единственная святая обязанность -- создать свою вселенную, со своим адом и раем, верхом и низом, землей и небом. А потом подтолкнуть слегка, отойти в сторону и с олимпийским спокойствием и сдержанной иронией наблюдать за тем, как по непреложным, раз и навсегда тобой же установленным законам люди любят, ненавидят, смеются, отчаиваются, унижают и убивают друг друга. Именно этим и занимается Олтмен -- художник-наблюдатель, мастер многофигурных композиций «Военно-полевой госпиталь», «Короткие отрезки», «Игрок»), любимый режиссер актеров и особенно актрис, многие из которых сыграли у него свои лучшие роли.

Не станет исключением и «Госфорд-парк». Это понятно уже по первой сцене, в которой графиня Трентам (Мэгги Смит) на допотопном автомобиле едет в имение своего брата сэра Уильяма (Майкл Гэмбон). Это не просто удачная роль для Смит, это эмблема британской аристократии, рядом с которой даже профессор Макгонагалл из киносериала о Гарри Поттере (сыгранная той же Смит) выглядит кассиршей из провинциального универмага. Время действия -- 1932 год. Именно об этой эпохе, увернувшейся от обеих мировых войн, вспоминал как о золотом веке дворецкий Стивенс из «Остатка дня» Казуо Исигуро. Действующие лица, приехавшие на воскресную охоту в Госфорд-парк, разбиты на два лагеря: хозяева и слуги. Хозяева виртуозно владеют искусством снобизма и способны одним легким пожатием плеч указать голливудской звезде (Джереми Нортем) или выскочке-продюсеру (Боб Балабан) на их истинное место. На поверку все они оказываются куда беднее и несчастнее, чем кажутся. Слуги, возглавляемые дворецким (Алан Бэйтс) и экономкой (Хелен Миррен), вышколены и лишены как эмоций, так и имен -- в узком кругу они называют друг друга именами своих господ. Они оказываются куда более своенравными и строптивыми, чем предполагает их безукоризненная выправка.

Киноэнциклопедия британских нравов неожиданно оборвется убийством сэра Уильяма, уступив место детективной драме в духе Агаты Кристи (ограниченное место действия, на котором толпится пестрая компания персонажей, у доброй половины из которых -- стопроцентный мотив для убийства). Впрочем, детективный саспенс Олтмена совершенно не интересует. Любителям криминального жанра разгадка покажется вздорной и произвольной. Никаких тебе скрытых намеков и игры в кошки-мышки со зрительскими ожиданиями. Зато киноманы раскроют преступление еще до того, как оно успеет свершиться. Нетрудно понять, что если заявленная в титрах великая английская актриса в первой половине фильма почти не появляется, то во второй ей суждено сыграть ключевую роль.

Лишь одно омрачит российскому киноману встречу с Олтменом. Фильмы 77-летнего классика становятся все более идиосинкратичными. И если в Америке и Англии «Госфорд-парк» пользовался небывалым для такого артхаусного кино успехом, у нас он пройдет, как раньше выражались, «третьим экраном». Ведь для того, чтобы оценить этот шедевр, надо как минимум представлять себе, в чем различия между служанкой, горничной и экономкой, а также дворецким, буфетчиком, ливрейным лакеем и камердинером. А как максимум -- владеть английским, как родным, и плыть по нескончаемым диалогам, наслаждаясь иронией, которая сквозит в безукоризненно правильных оборотах аристократов, улыбаясь вульгарному американскому говорку продюсера и легко ориентируясь в многочисленных акцентах слуг. Увы, предупреждаю заранее: даже выпускникам иняза на «Госфорд-парке» придется на протяжении двух с лишним часов ломать глаза о субтитры.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  04.07.2002
Евгений Гришковец и группа «Бигуди» выступили в клубе «Муха»
Чего только не увидишь летом в Москве! Да почти ничего не увидишь. Жара. Марево. Мертвый сезон. И вдруг приятнейшее известие -- Гришковец выступает. И не в театре, а в клубе. И не один, а с какими-то калининградскими друзьями. И друзья эти вроде как с философского факультета (один Канта изучает, другой -- русский анархизм), но на инструментах играют, музыку сочиняют и называются «Бигуди». И как все это совместить с Гришковцом, непонятно, а все равно интересно. Скажу сразу же: совместить легко... >>
  • //  04.07.2002
Разрешился долгий спор о судьбе работы Василия Кандинского «Импровизация №10». Этот шедевр, являющийся одной из первых чистых абстракций в истории живописи и стоящий, по оценкам экспертов, более 30 млн долларов, останется в частном швейцарском музее -- Фонде Эрнста Бейелера. Это стало возможно после внесудебного соглашения, достигнутого 27 июня между Бейелером и Йеном Лисицким, наследником Софии Лисицкой-Купперс... >>
  • //  04.07.2002
В 1945 году Рэя Брауна, фактически еще тинейджера, взял к себе на работу сам Диззи Гиллеспи. А это значит, что 19-летний музыкант оказался в отличной компании создателей бибопа -- фактчески первого стиля, с которого начинался весь тот современный джаз, который давно уже считается мейнстримом. Брауну повезло еще и потому, что его трио взял под свое крыло знаменитый продюсер Норман Гранц, основатель знаменитой антрепризы «Джаз в Филармонии». В 1948-м Браун женился на самой знаменитой артистке этой антрепризы -- Элле Фитцджеральд. Четыре года он был ее аккомпаниатором и музыкальным руководителем. Потом они развелись, и Брауна взял к себе Оскар Питерсон. Вместе они проработали целых 15 лет... >>
  • //  04.07.2002
Шедевр режиссуры в российском прокате
Если у кого еще и оставались сомнения по поводу того, в чем заключается искусство режиссуры, то после «Госфорд-парка» американца Роберта Олтмена они должны рассеяться. Режиссер не должен отправлять зрителям послания, поражать новизной формальных поисков, вести философские дискуссии и решать социальные проблемы. Его единственная святая обязанность -- создать свою вселенную, со своим адом и раем, верхом и низом, землей и небом. А потом подтолкнуть слегка, отойти в сторону и с олимпийским спокойствием и сдержанной иронией наблюдать за тем, как по непреложным, раз и навсегда тобой же установленным законам люди любят, ненавидят, смеются, отчаиваются, унижают и убивают друг друга. Именно этим и занимается Олтмен -- художник-наблюдатель, мастер многофигурных композиций «Военно-полевой госпиталь», «Короткие отрезки», «Игрок»), любимый режиссер актеров и особенно актрис, многие из которых сыграли у него свои лучшие роли... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика