N°116
03 июля 2002
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  03.07.2002
Призрак свободы
версия для печати
Новый фильм дуэта Арнольд--Барр «Просветление» -- третья часть проекта «Трилогия о свободе», два предыдущих фильма которого -- «Слишком много плоти» и «Любовники» -- уже прошли в российском прокате. «Любовники» рассказывали о свободе любви, «Слишком много плоти» -- о свободе секса, «Просветление» посвящен свободе духа. Все фильмы трилогии сочинены, сняты и спродюсированы Жан-Марком Барром и Паскалем Арнольдом.

Жан-Марк Барр родился в Германии, отец -- американец, мать -- француженка. Детство провел в маленьком городке в Иллинойсе (в который вернулся, чтобы снимать кукурузную страну в фильме «Слишком много плоти»). Известность в мире кино приобрел, снявшись в главной роли в «Голубой бездне» Люка Бессона, потом снимался в основных фильмах Ларса фон Триера («Европа», «Рассекая волны», «Танцующая в темноте»).

Первый фильм «Любовники» имеет сертификат «Догмы». Все фильмы сняты легкой цифровой камерой, «с плеча», и сознательно малобюджетны -- миллион долларов за фильм. «Можно было снять дешевле, -- говорит Барр, -- но мы считаем, что неприлично не платить людям, работающим на картине. Но, правда, забавно, как устроен кинематограф. Просишь три миллиона -- тебя посылают в задницу. Просишь двадцать пять -- слушают. Я давно в кино и все равно удивляюсь».

Новый фильм можно увидеть с 4 июля в кинотеатре «35 ММ». Первый показ фильма прошел во время ММКФ, его посмотрел и поделился своими впечатлениями с газетой «Время новостей» кинокритик Антон КОСТЫЛЕВ.

Жан-Марк Барр и Паскаль Арнольд имеют вид несолидный -- вид лукавый и ненадежный, вид французских интеллектуалов-шалопаев, которым водить публику за нос -- чистое удовольствие.

Свобода существует, пока мы за нее сражаемся, повторяет Барр в каждом интервью. Снимавшийся у таких диктаторов, как Люк Бессон и Ларс фон Триер в качестве актера, он знает, что говорит. Взяв в руки цифровую видеокамеру, он сделал вместе с Арнольдом три фильма -- три ножа в спину свободы и усталой триеровской догмы.

Картина «Просветление» посвящена свободе духа. Эксцентричный молодой человек по имени Максим приезжает в Париж. Обнаружив незаурядную энергию, проницательность и коммуникабельность, он уже через несколько часов обзаводится мобильным телефоном, американским другом и работой переводчика, которую этот друг готов ему предоставить. Американец Джек, которого сыграл сам Барр, рад знакомству настолько, что когда узнает, что Максим -- сбежавший пациент психиатрической клиники, решает присоединиться к нему в задуманном Максимом путешествии в Индию. Находящийся в глубоком кризисе Джек считает, что сможет набраться там духовности. Максим едет, чтобы найти свою девушку Жюстин. Им по пути.

Фильм, подвижный и непоседливый, переносит их в Индию легко и непринужденно. Только что друзья были в парижском отеле -- и вот они уже среди древних помоек и храмов, напоминающих ярмарочные карусели. Иссохшая душа Джека млеет от мысли, что по этим дорогам ходил Ганди. Максим равнодушен -- у него есть свое божество, игрушечная свинка по имени Хрюн, которой он давно вверил свою судьбу и молитвы. Индийцы к Хрюну относятся с уважением.

Но вместо свободы, вместо Жюстин или Ганди они найдут здесь нечто более страшное и безжалостное -- просветление.

Фильмы Барра и Арнольда не столько о свободе, сколько о ее призраке, непрерывно ускользающем от нас. Каждая их картина заканчивается расставанием или смертью -- последней точкой свободы. И «Просветление», вероятно, самый печальный фильм из всей трилогии. Купаясь в экзотике, кружась в водовороте событий, как суфий в священном танце, он остается обещанием, которое не сбывается. Свободы не существует. Есть только миг в потоке вещей, когда можно это осознать и почувствовать себя от этого бесконечно счастливым -- и свободным.

Этот поток вещей, предметов, ярких красок и людей для Барра и Арнольда всегда главное. Снимая свои фильмы так, как будто никогда не было никакой «Догмы», никакого Триера, Манифеста, да и кино вообще, они хоронят это движение так, как это делают в Индии -- весело. Колесо дхармы сделало оборот, революция окончена, теперь можно просто рассказывать истории. Шутовской сертификат «Догмы», как свинка Хрюн безумца Максима, брошен в море.

Переходя от сдобных парижских рогаликов «Любовников» к золотистой кукурузе «Слишком много плоти» и опиумному маку духовности «Просветления», Барр и Арнольд делают почти невозможное -- снимают воздушные необязательные фильмы, которые обязательно нужно смотреть. Их картины не войдут в историю кино, не получат приз в Канне, не откроют новых горизонтов. Но во всех своих фильмах, даже в суматошном и, по сути, банальном «Просветлении», им удается прикоснуться к чему-то, что есть суть и сердце кинематографа. Их фильмы -- это миг невинности, пережитой опытными, искушенными кинематографистами. Яркий, радостный и банальный как счастье. Как просветление.
Антон КОСТЫЛЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.07.2002
Третьяковская галерея втянута в большую политику
Проект «Золотая карта России» придуман сотрудниками Третьяковской галереи с целью показать столице сокровища региональных музеев Российской Федерации. На протяжении нескольких лет было сделано много выставок, хороших и не очень. Но такой, как нынешняя, не было никогда. В экспозиции картин из собрания грозненского музея главными художниками оказались реставраторы. То, что видно на черно-белых фотографиях, висящих рядом со спасенными картинами, живописью назвать нельзя. Это документация убийства. В 1995 году здание Художественного музея Грозного было превращено в укрепленный опорный пункт сторонников Дудаева. Вскоре от него остались груды кирпичей и части обуглившихся фасадов. Сотрудники музея вместе с реставраторами Министерства культуры и Всероссийского научно-реставрационного центра академика Грабаря извлекли из завалов сморщенные трупики, называвшиеся некогда живописными полотнами... >>
  • //  03.07.2002
Завтра десять лет, как на свете нет Астора Пиаццоллы
Иногда кажется, что Пиаццоллу можно не слушать -- достаточно читать Кортасара. У них действительно много общего: интонация, скрученная в нежный и тугой жгут, откровенная интимность, тайная нервозность, кристаллы умных форм и этнография в подтексте. Но диалог культурной империи с провинциями по версии Пиаццоллы -- идеологически спокойнее. Может быть, потому, что его эпоха много больше. Пиаццолла прожил 79 лет (с 1921 по 1992 г.), перемещаясь между Нью-Йорком, Буэнос-Айресом и Парижем в поисках рецепта новой музыки в образе танго. Мир счел его чудаком, полюбил и под конец решил, что танго и Пиаццолла -- это одно и то же... >>
  • //  03.07.2002
Новый фильм дуэта Арнольд--Барр «Просветление» -- третья часть проекта «Трилогия о свободе», два предыдущих фильма которого -- «Слишком много плоти» и «Любовники» -- уже прошли в российском прокате. «Любовники» рассказывали о свободе любви, «Слишком много плоти» -- о свободе секса, «Просветление» посвящен свободе духа. Все фильмы трилогии сочинены, сняты и спродюсированы Жан-Марком Барром и Паскалем Арнольдом... >>
  • //  03.07.2002
Грамматиков снова уволен, а студия им. Горького будет реорганизована
Сегодняшняя Киностудия им. Горького напоминает «Мосфильм» четырехлетней давности -- стены обшарпаны, двери плотно закрыты, можно пройти по длиннющему коридору и не встретить ни одного человека. Впрочем, на третьем этаже, где располагается администрация, ремонт уже сделан. Михаил Швыдкой появился на студии в сопровождении замминистра Александра Голутвы и руководителя департамента кинематографии Сергея Лазарука, что предполагало разговор более общий, чем простое обсуждение ситуации вокруг увольнения, восстановления по суду и нового увольнения бывшего руководителя студии Владимира Грамматикова... >>
  • //  03.07.2002
Новый дирижер и новый скандал в светлановском оркестре
Второго июля указом министра культуры Михаила Швыдкого дирижер Василий Синайский снят с должности художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра России (в просторечии -- ГАСО или «светлановский») с формулировкой «в связи с истечением срока контракта». На это место назначен бодрый российский дирижер Марк Горенштейн, который в последние годы работал с откровенно юношеским (по возрасту и качеству) оркестром «Молодая Россия» и зарекомендовал себя как заметный музыкальный активист. Самое сенсационное в этой истории то, что имя преемника Синайского называют не только в связи с назначением на творческую должность. По слухам, место за «первым» дирижерским пультом страны (ГАСО пока что сохраняет статус главного российского оркестра) Горенштейн будет совмещать с обязанностями директора. Хотя в самом оркестре эту информацию пока не подтверждают. Контракта Горенштейна здесь не видели, но хорошего не ждут... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика