N°114 01 июля 2002 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Рай наизнанку Музей архитектуры воспел московское метро
Из множества чудесных фотографий выставки «Подземный рай пролетариата», куратором которой выступили сотрудники МУАР Ирина Коккинаки и Мария Рогозина, особенно запомнилась одна. На ней изображена всем хорошо известная станция «Кропоткинская». Фото датируется временем строительства, 1935 годом. Тогда эта станция -- творение классного архитектора Алексея Душкина -- называлась «Дворец Советов». На снимке есть замечательная деталь, расшифровывающая смысл помпезной архитектуры. Это давно исчезнувшие кадки с живыми пальмовыми деревьями, поставленные в два ряда как продолжение опорных столбов свода. Получается, столбы -- те же пальмы, только мраморные, с раскинувшимися по своду лучезарными кронами.
Колонны-пальмы -- древний архитектурный сюжет. Был популярен в поздней готической церковной архитектуре и в оперной сценографии барокко. Символизировал райские кущи. Понятно, что райские кущи -- принципиальная тема для Страны Советов и ее столицы. Интересно другое: желание коммунистического архитектора в точности воспроизвести старинную иконографию (вот вам живые пальмы -- чтоб не ошиблись в прообразах). Зодчие великой утопии прекрасно понимали: советская империя не может не экспроприировать достижения всей мировой цивилизации. Подземный мир -- прекрасный повод «раскопать фундаменты» нового архитектурного символа -- Дворца Советов. Судя по облику уже первых станций Кировско-Фрунзенской линии, культурный слой получился очень мощным: Древний Рим, романика, готика, Древняя Русь, Ренессанс, барокко... вплоть до ар-деко. (Кстати, на облицовку подземных дворцов пошел мрамор храма Христа Спасителя, предназначавшийся для Дворца Советов.) Чуткие кураторы превратили осмотр выставки в подобие археологической прогулки по метродревностям. Интерьеры знакомых станций выглядят на отпечатках не парадно и бравурно, как у известного фотохудожника Бориса Томбака, но таинственно и пустынно. Сами фотографии сделаны компьютерным способом с маленьких негативов. Оттого контуры кажутся чуть-чуть размытыми и спокойному созерцанию мешают всяческие помехи: царапинки, пылинки, мутные тени. Тон каждой фотографии -- холодный изумрудный. Все интерьеры как-то странно тревожно мерцают. Словно пробираемся мы в темноте с маленьким фонариком, освещая им никому не ведомые залы пещерных дворцов и храмов. Спускаясь в толщу земли, человек рискует попасть в мир, где все перевернуто с ног на голову, где, по словам Алисы Льюиса Кэрролла, живут антиподы и антипатии. Перевертышем по отношению к нормальной истории стала «древность» метрополитена. Если внимательно посмотрим на павильон «Парк культуры» (кольцевая линия), то увидим «храм» под куполом с «алтарной» апсидой. Нормальный храм -- символ Града Небесного. В храме «Парка культуры» прямо внутри «алтаря» эскалаторы спускаются глубоко во мрак подземелья. «Антипатиями» стали аборигены подземного мира, все эти механизаторы, партизаны, комсомольцы, чекисты, бегуны и прыгуны, наблюдающие за пассажирами с плафонов метро «Маяковская» или притаившиеся с ружьями в углах арок «Площади Революции». О таком естественном для архитектуры качестве, как комфорт, приходится забыть. Чуть зазевался, расслабился -- получи в бок бронзовый штык бронзового матроса. Герои революции всегда начеку! «Московский метрополитен есть один из участников той великой войны, какую мы ведем уже десятки лет и в особенности в последние годы. Мы воюем за новое человеческое общество, мы воюем за новые права человека, мы воюем против эксплуатации, против рабства, за добровольный сознательный труд... И если, товарищи, спросить нас, как мы строили метрополитен, то коротко мы могли бы сказать: мы не просто строили метрополитен, мы воевали за победу нашего первого советского метрополитена!» Так говорил первый куратор метро Лазарь Каганович на церемонии пуска первой линии 14 мая 1935 года. Сегодня воевать приходиться уже за то, чтобы спасти квазирайские подземные кущи пролетариата от тихого умирания. Золото мозаик тускнеет, мраморные и керамические плиты во многих местах треснули и отвалились, штукатурка сыплется. Даже матросы со штыками выглядят жалкими и понурыми. Сосредоточиться на красоте архитектуры невозможно из-за убийственного количества народа. Новая выставка -- правильный тактический ход. Утраченный саспенс она вернула. Метро как археологическую находку показала. Первоначальный облик многих платформ и павильонов представить позволила. Осталось только найти денежных генералов и перейти в наступление: грамотно отреставрировать лучшие станции московского метро. Пусть даже они и являются примером архитектурной перверсии.
Музей архитектуры воспел московское метро Из множества чудесных фотографий выставки «Подземный рай пролетариата», куратором которой выступили сотрудники МУАР Ирина Коккинаки и Мария Рогозина, особенно запомнилась одна. На ней изображена всем хорошо известная станция «Кропоткинская». Фото датируется временем строительства, 1935 годом. Тогда эта станция -- творение классного архитектора Алексея Душкина -- называлась «Дворец Советов». На снимке есть замечательная деталь, расшифровывающая смысл помпезной архитектуры. Это давно исчезнувшие кадки с живыми пальмовыми деревьями, поставленные в два ряда как продолжение опорных столбов свода. Получается, столбы -- те же пальмы, только мраморные, с раскинувшимися по своду лучезарными кронами... >>
Dayton contemporary dance company в Москве Труппы, занимающиеся танцем модерн, обычно авторские: пластика их изобретена и ограничена фантазией одного человека. Dayton contemporary dance company, выступавшая на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в конце минувшей недели, исключение из правила: существующий уже тридцать пять лет и побывавший на всех престижнейших фестивалях бродячий американский театр намеренно не отдает предпочтения ни одному хореографу. DCDC собирает коллекцию авторских работ, интересуясь при этом не различиями в личных стилях постановщиков, но тем, что их объединяет. То есть общим опытом танцев черного народа... >>
Известная американская певица скончалась в субботу в возрасте 74 лет от рака легких. Смерть застала Розмари в ее доме в Беверли-Хиллз, в тот момент с ней рядом были пятеро детей, муж и внуки... >>
XXIV ММКФ закончился премьерой Брайана Де Пальмы «Роковая женщина» Брайана Де Пальмы вряд ли понравится многим. И объективно картина, конечно, не встанет в один ряд с лучшими фильмами хичкоковского наследника. Но все равно -- лучший финал фестиваля придумать трудно. Пожалуй, ни в одном, даже самом выдающемся фильме, показанном на XXIV ММКФ, не было столь откровенной завороженности самим процессом сотворения кино, такого неприкрытого кайфа от единственно верной последовательности кадров... >>
Группа a-ha выступила в «Олимпийском» Вот уж правду говорит народ: «Плохое начало -- не к доброму концу». Участники норвежского трио опоздали на пресс-конференцию в «Мариотте» почти на два часа из-за того, что их самолет... сел не в том аэропорту. Ничего в этом для московских журналистов страшного нет, ну опоздали и опоздали, главное, что вообще приземлились в нужном городе. Музыканты выглядели здорово уставшими, ничего особенно интересного не рассказывали, но кому какое до этого дело в свете предстоящего концерта, на котором, как предполагалось, одна из любимейших россиянами европейских групп должна была выдать по полной... >>
Эймунтас Някрошюс поставит в России Чехова В минувший уикенд в отеле «Балчуг-Кемпински» состоялась пресс-конференция выдающегося литовского режиссера Эймунтаса Някрошюса, посвященная постановке «Вишневого сада», которую он осуществит с русскими артистами. Премьера приурочена к столетию пьесы и увидит свет аж через год, но подготовка уже началась. Маэстро был по обыкновению немногословен и на все вопросы (на какой площадке состоится премьера? кто из артистов будет занят в спектакле? часто ли его можно будет увидеть в Москве?) отвечал туманно. Мол, время покажет, поживем увидим, не будем загадывать... Попытки узнать нечто о концепции тоже не увенчались успехом -- замысел, по словам режиссера, рождается не столько до, сколько во время репетиций. Ясно было одно -- желающих поработать с Някрошюсом куда больше, чем ролей в чеховском шедевре. Окончательного выбора режиссер пока не сделал (на каждую роль пробовались два-три звездных артиста) и пообещал приехать на кастинг еще раз. А может и не раз... >>
Вчера вечером были вручены призы ХХIV Московского международного кинофестиваля. Главным призом -- «Золотым Георгием» -- отмечен фильм итальянских режиссеров Паоло и Витторио Тавиани «Воскресение» по одноименному роману Льва Толстого. По сведениям редакции газеты «Время новостей», на таком решении настоял председатель жюри писатель Чингиз Айтматов. Большинство членов жюри вначале склонялось к тому, чтобы дать главный приз фильму Александра Рогожкина «Кукушка»... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|