N°90
25 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  25.05.2001
И птичьим голосом поет
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян

версия для печати
Последний раз Дживан Гаспарян, главный фольклорный исполнитель Армении, играющий на дудуке (народном армянском духовом инструменте), выступал в Москве 15 лет назад. Время было, прямо скажем, не самое «фольклорное» -- «музыку народов СССР» (советский вариант world music) наши меломаны тогда считали инструментом пропаганды, и была она не то что «третьим сортом», а как бы искусством вне всякого сорта вообще. Не знаю, как принимали Гаспаряна тогда, -- наверное, не без уважения -- но уж, конечно, ни о какой сенсации не могло быть и речи.

На позавчерашнем же аншлаговом концерте публика, причем не только армянская диаспора, слушала Гаспаряна затаив дыхание, и после каждой пьесы разражалась аплодисментами. 73-летний Дживан-джан вернулся к нам самой настоящей звездой -- теперь уже звездой модного и перспективного стиля world music. Он соавтор композитора Ханса Циммера в работе над саундтреком фильма «Гладиатор» («Они попросили меня что-то сыграть, и я импровизировал полчаса», -- говорит маэстро), а всего за неполные десять лет озвучил семнадцать фильмов. Играл на альбомах Питера Гэбриэла, выпустил диск на фирме Real World -- главном фольклорном лейбле мира и так далее. Пиратские варианты его дисков легко найти на «митинских» лотках, где они лежат рядом с бутлегерскими Deep Forest, Era или Sacred Spirit. «Ладно, если бы делали хорошо!» -- возмущается Гаспарян.

В принципе, дудук даже в пресловутой попсе используется не так уж редко (например, Enigma), наряду с австралийским диджериду (по которому из-за его неземного звука неровно дышат авант-электронщики вроде Aphex Twin), он является одним из самых востребованных этнических инструментов. Но, хотя этот инструмент из абрикосового дерева и камыша не является для уха меломана тайной за семью печатями, живое выступление ансамбля дудукистов во главе с Гаспаряном, играющего народные мелодии, производит сильное впечатление. Теплый, богатый обертонами, почти человеческий голос этого инструмента, плюс очень красивые мелодии, невероятно сложные ритмические рисунки и прозрачные аранжировки могут повергнуть любого слушателя -- даже неподготовленного -- в состояние детского восторга. Тем более что Гаспарян умудряется на свирели петь птичьими голосами.

Дудук изобрели в III веке, в 20-х годах XX слегка модернизировали, и сейчас он существует в двух основных разновидностях (их строй отличается на один тон). Тот дудук, на котором играет Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Еще маэстро играет на зурде, свирели, кларнете и поет высоким голосом. Его вокальные пьесы также были приняты московской публикой с энтузиазмом.

Вообще, главным в прошедшем концерте было ощущение прикосновения к истории. Древняя музыка, исполненная на аутентичных инструментах, -- это как экспонат в музее. Казалось бы, звук самый недолговечный материал, он рождается, когда музыкант берет инструмент в руки, и умирает, когда мелодия сыграна. Но в то же время он бессмертен, ибо краски на картине тускнеют, скульптуры покрываются патиной, здания разрушаются, а музыка рождается вновь и вновь благодаря новым поколениям музыкантов. Музыка переживает историю, преодолевает время, она наиболее абстрактное выражение человеческих эмоций, которые столь же скоротечны, сколь и вечны. Существует легенда о том, что древние люди, дабы сохранить свои голоса для потомков, кричали в глиняный кувшин и тут же запечатывали его. Конечно, такая «звукозапись» невозможна, но что это, если не метафора древнего фольклора?

Подпись к фото:

Не только дудук, но и его звук можно назвать музейным экспонатом
Александр БЕЛЯЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.05.2001
На «Кинотавр» к нам, прямо из Канн, приедет сам Жан-Клод Ван Дамм
По части звезд в этом году Сочинский международный особенно отличился. По странному стечению обстоятельств до сих пор статус фестиваля подтверждали лишь европейские звезды: Жерар Депардье, Анни Жирардо, Сильвия Кристель, Теренс Стенп и другие... В этот раз на открытии фестиваля фильмов Европы появится самая настоящая голливудская звезда -- сорокалетний бельгиец Жан-Клод Ван Дамм. Все расходы по его приезду взял на себя удачливый предприниматель и несостоявшийся президент Умар Джабраилов. Демонстрировать свой знаменитый прыжок артист вряд ли будет, но само его появление на сочинских пляжах в глазах местных властей, братвы и подростков способно оправдать десятилетнее пребывание «Кинотавра» с его далеко не всегда радующим их кино. >>
  • //  25.05.2001
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян
Последний раз Дживан Гаспарян, главный фольклорный исполнитель Армении, играющий на дудуке (народном армянском духовом инструменте), выступал в Москве 15 лет назад. Время было, прямо скажем, не самое «фольклорное» -- «музыку народов СССР» (советский вариант world music) наши меломаны тогда считали инструментом пропаганды, и была она не то что «третьим сортом», а как бы искусством вне всякого сорта вообще. Не знаю, как принимали Гаспаряна тогда, -- наверное, не без уважения -- но уж, конечно, ни о какой сенсации не могло быть и речи... >>
  • //  25.05.2001
До закрытия Второго международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» осталось два дня. Дело сделано -- публике представлена очередная порция модных и стильных снимков. Теперь, хотя бы на год, от всей этой красотищи можно отдохнуть. Но напоследок организатор фестиваля, Московский дом фотографии, приготовил сюрприз -- вручение премии «Серебряный венок» лучшим отечественным фотографам моды и, соответственно, участникам фестиваля. Конкурс проводился впервые и сразу в целых восьми номинациях. >>
  • //  25.05.2001
90 лет со дня рождения Винсента Прайса
Винсент Леонард Прайс-младший родился 27 мая -- в один день с Кристофером Ли и на день позже Питера Кушинга. Актеров, занимающих в пантеоне киноужасов место ничуть не менее почетное. Но даже в такой безукоризненной компании (Ли -- один из выразительнейших и самых статных графов Дракул в истории кино, Кушинг -- барон Франкенштейн из британских «хаммеровских» постановок, прозванный Джентльменом Ужаса) Прайс выглядит фаворитом, первым среди равных. >>
  • //  25.05.2001
Серия «Проза поэта» набирает силу
Небольшие книжки в благородных серебристых обложках, украшенных портретом сочинителя, его факсимиле и логотипом серии «Проза поэта», «Вагриус» выпускает примерно год. Поначалу проект скорее настораживал. Сейчас, когда число изданных книг перевалило за полтора десятка, должно признать: замысел удался. >>
  • //  25.05.2001
Начала работу выставка достижений кинохозяйств стран СНГ и Балтии
Форум национальных кинематографий стран СНГ и Балтии проходит в пятый раз. Это первый микроюбилей. Вторая юбилейная дата -- десятилетие СНГ. Поэтому в этом году, против обыкновения, форум проходит до Московского кинофестиваля и является самостоятельным событием. Как всегда, на форум съезжаются старые друзья по ВГИКу, руководители Союзов кинематографистов тех стран, в которых они еще остались, естественный язык общения для них русский, а Москва -- все еще столица. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика