|
|
N°90, 25 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
И птичьим голосом поет
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян
Последний раз Дживан Гаспарян, главный фольклорный исполнитель Армении, играющий на дудуке (народном армянском духовом инструменте), выступал в Москве 15 лет назад. Время было, прямо скажем, не самое «фольклорное» -- «музыку народов СССР» (советский вариант world music) наши меломаны тогда считали инструментом пропаганды, и была она не то что «третьим сортом», а как бы искусством вне всякого сорта вообще. Не знаю, как принимали Гаспаряна тогда, -- наверное, не без уважения -- но уж, конечно, ни о какой сенсации не могло быть и речи.
На позавчерашнем же аншлаговом концерте публика, причем не только армянская диаспора, слушала Гаспаряна затаив дыхание, и после каждой пьесы разражалась аплодисментами. 73-летний Дживан-джан вернулся к нам самой настоящей звездой -- теперь уже звездой модного и перспективного стиля world music. Он соавтор композитора Ханса Циммера в работе над саундтреком фильма «Гладиатор» («Они попросили меня что-то сыграть, и я импровизировал полчаса», -- говорит маэстро), а всего за неполные десять лет озвучил семнадцать фильмов. Играл на альбомах Питера Гэбриэла, выпустил диск на фирме Real World -- главном фольклорном лейбле мира и так далее. Пиратские варианты его дисков легко найти на «митинских» лотках, где они лежат рядом с бутлегерскими Deep Forest, Era или Sacred Spirit. «Ладно, если бы делали хорошо!» -- возмущается Гаспарян.
В принципе, дудук даже в пресловутой попсе используется не так уж редко (например, Enigma), наряду с австралийским диджериду (по которому из-за его неземного звука неровно дышат авант-электронщики вроде Aphex Twin), он является одним из самых востребованных этнических инструментов. Но, хотя этот инструмент из абрикосового дерева и камыша не является для уха меломана тайной за семью печатями, живое выступление ансамбля дудукистов во главе с Гаспаряном, играющего народные мелодии, производит сильное впечатление. Теплый, богатый обертонами, почти человеческий голос этого инструмента, плюс очень красивые мелодии, невероятно сложные ритмические рисунки и прозрачные аранжировки могут повергнуть любого слушателя -- даже неподготовленного -- в состояние детского восторга. Тем более что Гаспарян умудряется на свирели петь птичьими голосами.
Дудук изобрели в III веке, в 20-х годах XX слегка модернизировали, и сейчас он существует в двух основных разновидностях (их строй отличается на один тон). Тот дудук, на котором играет Гаспарян, живет у него уже сорок лет. Еще маэстро играет на зурде, свирели, кларнете и поет высоким голосом. Его вокальные пьесы также были приняты московской публикой с энтузиазмом.
Вообще, главным в прошедшем концерте было ощущение прикосновения к истории. Древняя музыка, исполненная на аутентичных инструментах, -- это как экспонат в музее. Казалось бы, звук самый недолговечный материал, он рождается, когда музыкант берет инструмент в руки, и умирает, когда мелодия сыграна. Но в то же время он бессмертен, ибо краски на картине тускнеют, скульптуры покрываются патиной, здания разрушаются, а музыка рождается вновь и вновь благодаря новым поколениям музыкантов. Музыка переживает историю, преодолевает время, она наиболее абстрактное выражение человеческих эмоций, которые столь же скоротечны, сколь и вечны. Существует легенда о том, что древние люди, дабы сохранить свои голоса для потомков, кричали в глиняный кувшин и тут же запечатывали его. Конечно, такая «звукозапись» невозможна, но что это, если не метафора древнего фольклора?
Подпись к фото:
Не только дудук, но и его звук можно назвать музейным экспонатом
Александр БЕЛЯЕВ