N°90
25 мая 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  • //  25.05.2001
От шепота до крика
90 лет со дня рождения Винсента Прайса

версия для печати
Винсент Леонард Прайс-младший родился 27 мая -- в один день с Кристофером Ли и на день позже Питера Кушинга. Актеров, занимающих в пантеоне киноужасов место ничуть не менее почетное. Но даже в такой безукоризненной компании (Ли -- один из выразительнейших и самых статных графов Дракул в истории кино, Кушинг -- барон Франкенштейн из британских «хаммеровских» постановок, прозванный Джентльменом Ужаса) Прайс выглядит фаворитом, первым среди равных.

Прайс был родом из Сент-Луиса, но, начав актерскую карьеру в лондонских театрах, он вернулся в Штаты и вошел в Голливуд истым европейцем. Человеком не только с другого континента, но во многом и из другой эпохи. Его кинодебют состоялся в 1938 году в комедии «Сервис Делюкс», и с тех пор он сыграл почти что в полутора сотнях картин. Далеко не все из них были фильмами ужасов -- среди героев Прайса в разное время были Оскар Уайльд и Омар Хайям, Томас де Квинси в «Исповеди англичанина, употребляющего опиум» и Казанова, уже в преклонных годах он великолепно сыграл русского аристократа Маранова в «Августовских китах» Линдсея Андерсона. Но все равно так и остался Прайсом Великим и Ужасным. Героем фильмов о безумных ученых и греховных инквизиторах.

Он сотрудничал с режиссерами, которых лишь недавно начали признавать не только конъюнктурными ремесленниками, но и оригинальными авторами. С неутомимым Уильямом Кастлом, который для усиления шокового эффекта подсоединял к креслам в зрительном зале электроды или в темноте запускал над зрителями на леске фосфоресцирующий скелет. С гедонистом и чернокнижником Робертом Фуэстом, придумавшим сыгранного Прайсом «отвратительного доктора Файбса». С невероятно талантливым Майклом Ривзом, снявшим всего два фильма и покончившим с собой в неполные двадцать пять -- у него в «Главном ведьмолове» Прайс сыграл одну из сильнейших своих ролей, печально известного охотника на ведьм Мэтью Хопкинса. Наконец, с Роджером Корманом, который снимал Прайса в своих экранизациях Эдгара По, и лучшего артиста для этого материала подобрать было просто невозможно. Он принес в экранизации «Колодца и маятника», «Маски красной смерти» и прочих визионерских фантазмов По не только порок, но и невыразимый темный аристократизм, матовый блеск добровольно выбранного безумия и фатальной завороженности всем тем, что гибелью грозит. И когда его неистовый Эдвард Львиное Сердце уничтожал в «Театре крови» обнаглевших критиков, посмевших обругать шекспировскую постановку, было понятно, что им движут не уязвленные амбиции мстительного лицедея, а врожденная необходимость наказать зарвавшихся плебеев, рискнувших оскорбить Барда. «Адекватно, очень адекватно».

При этом в своей обыденной жизни Прайс вовсе не выглядел неприступным или надменным. С середины семидесятых он активно работал на телевидении, снимался в рекламных роликах и, будучи гурманом, с удовольствием вел кулинарные шоу. Приятельствовал с ведущей знаменитого телешоу Эльвирой -- повелительницей тьмы, сатанистом-органистом Антоном Ла Вэем, Элисом Купером и даже наговорил несколько рифмованных строк в прологе «Триллера» Майкла Джексона. Написал несколько книг по искусству, воспоминания под замечательным названием «Мне нравится то, что я вижу» и издал совместно с женой «Сокровищницу великих рецептов». А незадолго до смерти заявил, что лучшей его ролью был злодей-крыса мистер Рэтбоун, которого он озвучивал в диснеевском «Великом мышонке-детективе». Лучшим же гарантом своего актерского бессмертия почитал не именную звезду, впечатанную в мостовую Голливудского бульвара, а посвященный ему любительский фильм «Винсент», снятый безвестным поклонником-киноманом. Позже поклонник вырос, превратился в режиссера Тима Бартона и снял Прайса в фильме «Эдвард Руки-Ножницы» на правах дорогого гостя, специально приглашенной звезды.

Прайс умер осенью 1993 года от рака легких. Его прах развеяли над морем. Небеса были грустны и серы,// Прелых листьев шуршал хоровод [...] Был октябрь, одинокий без меры.// Был незабываемый год.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.05.2001
На «Кинотавр» к нам, прямо из Канн, приедет сам Жан-Клод Ван Дамм
По части звезд в этом году Сочинский международный особенно отличился. По странному стечению обстоятельств до сих пор статус фестиваля подтверждали лишь европейские звезды: Жерар Депардье, Анни Жирардо, Сильвия Кристель, Теренс Стенп и другие... В этот раз на открытии фестиваля фильмов Европы появится самая настоящая голливудская звезда -- сорокалетний бельгиец Жан-Клод Ван Дамм. Все расходы по его приезду взял на себя удачливый предприниматель и несостоявшийся президент Умар Джабраилов. Демонстрировать свой знаменитый прыжок артист вряд ли будет, но само его появление на сочинских пляжах в глазах местных властей, братвы и подростков способно оправдать десятилетнее пребывание «Кинотавра» с его далеко не всегда радующим их кино. >>
  • //  25.05.2001
В Зале Чайковского выступил Дживан Гаспарян
Последний раз Дживан Гаспарян, главный фольклорный исполнитель Армении, играющий на дудуке (народном армянском духовом инструменте), выступал в Москве 15 лет назад. Время было, прямо скажем, не самое «фольклорное» -- «музыку народов СССР» (советский вариант world music) наши меломаны тогда считали инструментом пропаганды, и была она не то что «третьим сортом», а как бы искусством вне всякого сорта вообще. Не знаю, как принимали Гаспаряна тогда, -- наверное, не без уважения -- но уж, конечно, ни о какой сенсации не могло быть и речи... >>
  • //  25.05.2001
До закрытия Второго международного фестиваля «Мода и стиль в фотографии» осталось два дня. Дело сделано -- публике представлена очередная порция модных и стильных снимков. Теперь, хотя бы на год, от всей этой красотищи можно отдохнуть. Но напоследок организатор фестиваля, Московский дом фотографии, приготовил сюрприз -- вручение премии «Серебряный венок» лучшим отечественным фотографам моды и, соответственно, участникам фестиваля. Конкурс проводился впервые и сразу в целых восьми номинациях. >>
  • //  25.05.2001
90 лет со дня рождения Винсента Прайса
Винсент Леонард Прайс-младший родился 27 мая -- в один день с Кристофером Ли и на день позже Питера Кушинга. Актеров, занимающих в пантеоне киноужасов место ничуть не менее почетное. Но даже в такой безукоризненной компании (Ли -- один из выразительнейших и самых статных графов Дракул в истории кино, Кушинг -- барон Франкенштейн из британских «хаммеровских» постановок, прозванный Джентльменом Ужаса) Прайс выглядит фаворитом, первым среди равных. >>
  • //  25.05.2001
Серия «Проза поэта» набирает силу
Небольшие книжки в благородных серебристых обложках, украшенных портретом сочинителя, его факсимиле и логотипом серии «Проза поэта», «Вагриус» выпускает примерно год. Поначалу проект скорее настораживал. Сейчас, когда число изданных книг перевалило за полтора десятка, должно признать: замысел удался. >>
  • //  25.05.2001
Начала работу выставка достижений кинохозяйств стран СНГ и Балтии
Форум национальных кинематографий стран СНГ и Балтии проходит в пятый раз. Это первый микроюбилей. Вторая юбилейная дата -- десятилетие СНГ. Поэтому в этом году, против обыкновения, форум проходит до Московского кинофестиваля и является самостоятельным событием. Как всегда, на форум съезжаются старые друзья по ВГИКу, руководители Союзов кинематографистов тех стран, в которых они еще остались, естественный язык общения для них русский, а Москва -- все еще столица. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика