N°9
22 января 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  22.01.2001
Трансъевропейский экспресс
Новые технологии как дамское рукоделие эпохи унисекса

версия для печати
Фотография, видеоарт, компьютерные технологии в последнее время становятся самым распространенным даже не жанром, а форматом современного искусства. Некогда окутывающая искусство новых технологий футуристическая аура давно растворилась. Художник, работающий с мультимедиа, уже не кажется героем научной фантастики. В современном искусстве видео, компьютер и.т.д. все больше становятся бытовой техникой, в которой не больше романтики, чем в кофеварке или микроволновке. Художник, занимающийся фото- и видеосъемкой или же работающий с компьютером, в общем, ничем не отличается от простого обывателя, снимающего свои каникулярные путешествия или же создающего свою страничку в Интернете.

Молодые немецкие художницы Хайке Барановски и Анке Котт, чьи произведения представлены в ТВ-галерее, занимаются технологическими искусствами как привычным рукоделием. Правда, в отличие от принятых в феминистическом искусстве работ с тканью или керамикой это рукоделие эпохи унисекса. Кропотливое, ежедневное, почти маниакальное и как бы не рассчитанное на показ хобби, чье назначение -- заполнить или отразить интимную повседневность автора. Анке Котт с помощью компьютерной графики создает виртуальные пейзажи своего внутреннего мира. В ее фильмах лица, городские виды, бытовые сцены, кадры из фильмов вспыхивают на подобиях билбордов, парящих среди ландшафтов, напоминающих полотна сюрреалистов. Эти анимированные компьютерные коллажи декоративно красивы и увлекательны для рассматривания. Правда, они напоминают несколько перегруженную и старомодную эстетику эмтивишных клипов начала 90-х, например, роликов группы «Арт оф Нойз». Возможно, для того чтобы быть актуальными, им не хватает интерактивности. Было бы куда интереснее самому побродить по этим сюрреалистическим ландшафтам при помощи мышки -- так путешествуют по лабиринтам компьютерных игр.

Путешествие, в которое приглашает Хайке Барановски, напротив, сугубо реалистично. Ее работа -- длинный фриз из 21 одной фотографии с видами Парижа со стороны кольцевой автострады. Никакой Эйфелевой башни и прочих открыточно-туристических красот. Автор медлит у черного входа в большой город, кружа по неприглядным окраинным пейзажам, одинаковым на подступах к любому большому западному городу. Впрочем, сама эта суровая урбанистическая эстетика уже не менее привычна, нежели романтические виды набережной Сены, старинных улочек и полосатых тентов над открытыми кафе. В этом запечатленном на видеопленку, а затем распечатанном в фотографиях странствии есть что-то от путешествий героев Вендерса. Но если герой «Алисы в городах» еще пытается запечатлеть с помощью своего фотоаппарата уникальные, только ему видимые нюансы повседневности, снимки Хайке Барановски напоминают логику персонажа другого режиссера. Кажется, что она снимает предместья Парижа из тех же соображений, из которых японец из «Загадочного поезда» Джармуша снимает гостиничные номера: «Все остальное я и так смогу запомнить, а эти комнаты, везде такие одинаковые, навсегда сотрутся из моей памяти».

Немецкие художницы еще раз показывают тот своеобразный машинальный реализм, который свойствен искусству новых технологий. Реализм, заставляющий технику не столько создавать «правдоподобные» образы, сколько тщательно воспроизводить механизмы нашего восприятия и сознания. Как человечные андроиды из фантастических фильмов, новые технологии нагружены сентиментальностью, давно вытесненной из современного искусства. Они сохраняют даже ненужные воспоминания и складывают их в красивые виртуальные шкатулки.
Ирина КУЛИК

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.01.2001
В Мариинском театре прошла премьера оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»
Почти не верится, но в Мариинском театре получился очень удачный «Китеж». Сделал его совсем молодой москвич, выпускник ГИТИСа Дмитрий Черняков, которого его земляки могли знать разве что по новосибирской постановке оперы Владимира Кобекина «Молодой Давид», показанной в прошлом году на фестивале «Золотая маска». В соответствии с новейшими тенденциями он исполнил в спектакле функции как режиссера, так и сценографа. >>
  • //  22.01.2001
Вонг Кар-Вай -- режиссер всех времен и народов
«В аэропорту, при восьмичасовой задержке рейса, когда все бары закрыты, бухло не продают, такси в городе стоит половину твоих денег, - бесплатный монитор в углу показывает тебе юго-восточный боевик. Нет, я лучше пойду смотреть на самолеты через стекло...» Но бывает, что подойдя к окну и начав вспоминать свои любимые фильмы, неожиданно понимаешь, что стоишь у того самого бесплатного монитора и смотришь пресловутый юго-восточный боевик. Фильмы Вонга Кар-Вая - именно тот случай. >>
  • //  22.01.2001
Новые технологии как дамское рукоделие эпохи унисекса
Фотография, видеоарт, компьютерные технологии в последнее время становятся самым распространенным даже не жанром, а форматом современного искусства. Некогда окутывающая искусство новых технологий футуристическая аура давно растворилась. Художник, работающий с мультимедиа, уже не кажется героем научной фантастики. Молодые немецкие художницы Хайке Барановски и Анке Котт, чьи произведения представлены в ТВ-галерее, занимаются технологическими искусствами как привычным рукоделием. Правда, в отличие от принятых в феминистическом искусстве работ с тканью или керамикой это рукоделие эпохи унисекса. >>
  • //  22.01.2001
В московский прокат выходит фильм, ставший событием 2000 года
О любви не снимают великих фильмов. Чтобы перечислить исключения из этого правила, хватит пальцев одной руки - «Аталанта» Жана Виго, «Касабланка» Майкла Кертиса, - да и то, пожалуй, с запасом. Можно считать, что нам повезло: в 2000 году вышло сразу два киношедевра, в которых любовь не служит приправой к основному блюду, как это обычно бывает, а образует сюжет и смысл фильма. Это «Принцесса и воин» Тома Тыквера (в российский прокат должен выйти в марте) и «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая (премьера состоится завтра «Доме кино» на закрытии «Ликов любви»). >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика