|
|
N°9, 22 января 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трансъевропейский экспресс
Новые технологии как дамское рукоделие эпохи унисекса
Фотография, видеоарт, компьютерные технологии в последнее время становятся самым распространенным даже не жанром, а форматом современного искусства. Некогда окутывающая искусство новых технологий футуристическая аура давно растворилась. Художник, работающий с мультимедиа, уже не кажется героем научной фантастики. В современном искусстве видео, компьютер и.т.д. все больше становятся бытовой техникой, в которой не больше романтики, чем в кофеварке или микроволновке. Художник, занимающийся фото- и видеосъемкой или же работающий с компьютером, в общем, ничем не отличается от простого обывателя, снимающего свои каникулярные путешествия или же создающего свою страничку в Интернете.
Молодые немецкие художницы Хайке Барановски и Анке Котт, чьи произведения представлены в ТВ-галерее, занимаются технологическими искусствами как привычным рукоделием. Правда, в отличие от принятых в феминистическом искусстве работ с тканью или керамикой это рукоделие эпохи унисекса. Кропотливое, ежедневное, почти маниакальное и как бы не рассчитанное на показ хобби, чье назначение -- заполнить или отразить интимную повседневность автора. Анке Котт с помощью компьютерной графики создает виртуальные пейзажи своего внутреннего мира. В ее фильмах лица, городские виды, бытовые сцены, кадры из фильмов вспыхивают на подобиях билбордов, парящих среди ландшафтов, напоминающих полотна сюрреалистов. Эти анимированные компьютерные коллажи декоративно красивы и увлекательны для рассматривания. Правда, они напоминают несколько перегруженную и старомодную эстетику эмтивишных клипов начала 90-х, например, роликов группы «Арт оф Нойз». Возможно, для того чтобы быть актуальными, им не хватает интерактивности. Было бы куда интереснее самому побродить по этим сюрреалистическим ландшафтам при помощи мышки -- так путешествуют по лабиринтам компьютерных игр.
Путешествие, в которое приглашает Хайке Барановски, напротив, сугубо реалистично. Ее работа -- длинный фриз из 21 одной фотографии с видами Парижа со стороны кольцевой автострады. Никакой Эйфелевой башни и прочих открыточно-туристических красот. Автор медлит у черного входа в большой город, кружа по неприглядным окраинным пейзажам, одинаковым на подступах к любому большому западному городу. Впрочем, сама эта суровая урбанистическая эстетика уже не менее привычна, нежели романтические виды набережной Сены, старинных улочек и полосатых тентов над открытыми кафе. В этом запечатленном на видеопленку, а затем распечатанном в фотографиях странствии есть что-то от путешествий героев Вендерса. Но если герой «Алисы в городах» еще пытается запечатлеть с помощью своего фотоаппарата уникальные, только ему видимые нюансы повседневности, снимки Хайке Барановски напоминают логику персонажа другого режиссера. Кажется, что она снимает предместья Парижа из тех же соображений, из которых японец из «Загадочного поезда» Джармуша снимает гостиничные номера: «Все остальное я и так смогу запомнить, а эти комнаты, везде такие одинаковые, навсегда сотрутся из моей памяти».
Немецкие художницы еще раз показывают тот своеобразный машинальный реализм, который свойствен искусству новых технологий. Реализм, заставляющий технику не столько создавать «правдоподобные» образы, сколько тщательно воспроизводить механизмы нашего восприятия и сознания. Как человечные андроиды из фантастических фильмов, новые технологии нагружены сентиментальностью, давно вытесненной из современного искусства. Они сохраняют даже ненужные воспоминания и складывают их в красивые виртуальные шкатулки.
Ирина КУЛИК