N°63
10 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  10.04.2001
Сто лет спустя
Исторический концерт в Большом зале Консерватории

версия для печати
После конфуза, которым обернулся первоапрельский концерт-открытие юбилейного фестиваля Большого зала, оставалось только радоваться, что он все-таки не был настоящим днем рождения: в тот позорный момент, когда удивленная консерваторская публика лицезрела плохо сделанный капустник, сто лет прославленному залу, слава богу, еще не исполнилось. Счет на вторую сотню пошел лишь 7 апреля, на Благовещение (которое в историческом 1901 году совпадало с Пасхой), и подарок, заготовленный к этому дню, выглядел вполне достойно: ровно сто лет спустя после открытия зала была повторена первая в его жизни концертная программа. Автором и исполнителем этой познавательной акции был Большой симфонический оркестр имени Чайковского и дирижер Владимир Федосеев.

Несмотря на кажущуюся пестроту, отдающую салонными вкусами века девятнадцатого, программа была составлена уже вполне в духе начинающегося двадцатого столетия. Все в ней было показательно, продуманно и просчитанно. Кажется, что на долгие годы она стала эталоном стиля Большого зала Консерватории. Итак, соседствовали: основоположник Глинка (увертюра к «Руслану и Людмиле»), западник Чайковский (симфоническая поэма «Франческа да Римини») и сторонник самостийного развития русской музыки, участник «Могучей кучки» ориенталист Бородин (музыкальная картина «В Средней Азии»). Пиетет перед начальством аукнулся лишь в виде небольшой, но очень громкой «Торжественной увертюры» Антона Рубинштейна (братья Рубинштейны, уже к тому моменту покойные, искренне почитались в качестве основоположников консерваторий обеих столиц). Все второе отделение занимал европеец-побратим Бетховен со своей громадной Девятой симфонией.

Федосеевцы не стали воссоздавать точную копию программы. С одной стороны, к ней присовокупили весьма модерновый гимн преподавателя Московской консерватории Федора Кенемана, сто лет назад вошедший в церемонию освящения зала (она состоялась перед концертом). С другой стороны, вполне разумно укоротили Бетховена до одной финальной части -- все-таки за последние сто лет официозные ресурсы этого используемого по всем возможным поводам сочинения сильно истощились. Будет логично, если на подобном праздновании еще лет через сто великий, но сильно поизносившейся манифест музыки Нового времени вообще сократится до одной-единственной хитовой мелодии -- «Обнимитесь, миллионы».

Историческая часть вечера была погружена в культурно-архивно-финансовый контекст, в рамках которого Юрий Соломин и Ирина Муравьева зачитывали царственные прототипы нынешних поздравительных посланий президента, демонстрировали подборку рецензий столетней давности и, что самое интересное, рассказывали, на чьи средства был построен московский зал. 400 тысяч от Александра Третьего, 120 тысяч от Николая Второго, 70 тысяч от Великого князя Константина Константиновича, 9 тысяч от Антона Рубинштейна, 200 тысяч от московского купца Солодовникова.

На этом историческое прошлое зала заканчивалось и начиналось музыкальное настоящее, которое в общем и целом не могло не радовать. Исключение составили выписанные из-за границы очень средние певцы, солировавшие в бетховенском финале. Хор Владимира Минина был строен, оркестр Владимира Федосеева -- монументален. На этот раз руководитель БСО, привычный московским слушателям скорее в качестве сдержанного и европеизированного музыканта, представил неожиданный, подчеркнуто плакатный стиль музицирования. Мощные форте и огромные площади могучего туттийного звучания оказались самыми выигрышными в исторической программе, кульминацией которой стали не только громкие, но и очень выразительные крайние части «Франчески да Римини». Из юбилейной ситуации дирижер вышел с честью, совершив почти невозможное, -- праздничной оглушительной динамикой он воспользовался в своих собственных музыкальных интересах.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  10.04.2001
Галерея Александра Шилова неудержимо расширяется
Облик Боровицкой площади в ближайшее время радикально изменится. Слева от Пашкова дома появится четырехэтажный дворец в стиле итальянского барокко. В нем разместятся новые залы Государственной московской галереи народного художника СССР Александра Шилова. Автор проекта - главный архитектор центра Москвы Михаил Посохин. Комментирует ситуацию член президиума Экспертно-консультативного совета при главном архитекторе Москвы Алексей КЛИМЕНКО. >>
  • //  10.04.2001
"Золотая маска" завершилась спектаклем Льва Додина "Молли Суини"
Расхожая легенда о Николо Паганини гласит, что злоумышленники как-то подпилили ему струны на скрипке, но маэстро и на одной сыграл так, что все остались довольны. Поставив "Молли Суини", Лев Додин как будто решил доказать, что среди театральных режиссеров тоже есть виртуозы. >>
  • //  10.04.2001
Названы лауреаты премии «Золотая маска»
Музыкальный раздел церемонии по вручению «Золотых масок» ознаменовался двумя сенсациями. Первая - «содержательная». Вопреки ожиданиям оперные спектакли Мариинского театра уступили первенство «Леди Макбет Мценского уезда». «Формальной» сенсацией стало появление на сцене замаскированного джентльмена, исполнившего речитативом арию Мистера Икса. Мало кто распознал в нем с ходу Владимира Жириновского. >>
  • //  10.04.2001
В 1996 году "Иностранная литература" предприняла первую попытку возобновить выпуск закрывшегося в 1991 книжного приложения. Среди шести вышедших тогда покет-буков оказался роман Тома Вулфа "Электропрохладительный кислотный тест", "лучшая книга о хиппи", как расценили ее когда-то в "Нью-Йорк таймс". Впрочем, это был не столько роман, сколько документальный рассказ о странствованиях по Америке автобуса Веселых Проказников во главе с бунтарским гуру, писателем Кеном Кизи. >>
  • //  10.04.2001
Исторический концерт в Большом зале Консерватории
После конфуза, которым обернулся первоапрельский концерт-открытие юбилейного фестиваля Большого зала, оставалось только радоваться, что он все-таки не был настоящим днем рождения: в тот позорный момент, когда удивленная публика лицезрела плохо сделанный капустник, сто лет прославленному залу еще не исполнилось. Счет на вторую сотню пошел лишь 7 апреля, и подарок, заготовленный к этому дню, выглядел вполне достойно. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика