N°58
03 апреля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
  ПОИСК  
  • //  03.04.2001
Полутораглазый Бурлюк
В Москве открылась выставка главного русского футуриста

версия для печати
Давид Бурлюк был поэтом и художником, писал футуристические манифесты (в частности, инициировал знаменитую «Пощечину общественному вкусу»), ходил по улицам раскрашенным, чем публику того времени не то что эпатировал, а прямо-таки шокировал. О его кипучей энергии подробно писал Бенедикт Лившиц в своем «Полутораглазом стрельце» -- первой истории русского футуризма. После революции Бурлюк уехал и через Японию попал в США, где -- страшно представить -- дожил в безвестности до 1967 года.

Бурлюк во всех смыслах был лидером русского футуризма и сделал для него столько же (если не больше), сколько Андре Бретон для авангарда европейского. Огромная выставка-hommage Бретону прошла несколько лет назад в Центре Помпиду. Небольшая выставка-hommage Бурлюку открылась только сейчас, и не в Третьяковской галерее, что было бы, наверное, правильно, а в скромном Московском центре искусств.

Выставка называется «Здравствуйте, мистер Бурлюк». 70 произведений из 17 частных собраний, в основном из коллекции американской галереи А.В.А. Некоторые из этих картин экспонировались на прошлогодней выставке футуристов в Русском музее. Там же, кстати, был выставлен и стеклянный глаз Бурлюка, который всю жизнь заменял ему настоящий, выбитый одним из его братьев еще в шестилетнем возрасте. В Москву глаз не привезли, а картины приехали не без посреднических усилий ГРМ, с которым у МЦИ есть долгосрочное соглашение (в мае обещают Филонова).

Честно говоря, настоящего чествования не получилось. Экспозиция имеет вид галерейной выставки-продажи. (Собственно, она такая и есть: американская галерея А.В.А. -- коммерческая, выставляя свои вещи в Москве, она если и не будет их продавать, то как минимум «засветит».) Да и сама живопись Бурлюка оказалась не слишком хорошей. Точнее, не слишком новаторской, чего можно было бы ждать. В ней чувствуется влияние и кубизма, и постимпрессионизма, и Ларионова с компанией. Впрочем, ни то ни другое не отменяет того факта, что для зрителей -- это первая возможность столь объемно познакомиться с живописным творчеством великого футуриста (поэтому и слово «здравствуйте» в названии выставки не кажется случайным). Не отменяет это и важности инициативы МЦИ, который (как и отдел личных коллекций ГМИИ) регулярно делает тематические показы, закрывая лакуны в истории отечественного искусства. А Третьяковка, которой по статусу надлежало бы именно тем и заниматься, проводит помпезные выставки «старых русских мастеров».

На вернисаже желающим раскрашивали щеки, тем самым вводя их в футуристический дискурс. Желающих оказалось много, в том числе министр культуры Михаил Швыдкой. Впрочем, было ли это демонстрацией новой культурной политики государства, которое теперь может и Бурлюка полюбить, или же просто у Михаила Ефимовича было в тот день хорошее настроение и он решил подурачиться, -- осталось неясным.

Подпись к фото:

«Женщина с четырьмя глазами и курицей» (1912)
Николай МОЛОК

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  03.04.2001
Стартовал фестиваль «100 лет Большому залу Московской консерватории»
С отрывом в несколько дней от Большого театра юбилей справил и Большой зал Московской консерватории. В отличие от своего 225-летнего коллеги зал помоложе -- ему всего сто. Но с другой стороны, и цифра более несомненная, и осознать ее легче, и история вся как на ладони. А кроме того, даже в самые трудные времена залу всегда найдется чем гордиться -- хотя бы французским органом, легендарной акустикой и архитектурой Василия Загорского, соединившего в своем самом знаменитом творении любовь к античности с добрым старым московским классицизмом. В общем, празднуй -- не хочу. >>
  • //  03.04.2001
Озор свежих номеров журналов "Звезда", "Знамя", "Октябрь" и "Новый мир". >>
  • //  03.04.2001
В Москве открылась выставка главного русского футуриста
Давид Бурлюк во всех смыслах был лидером русского футуризма и сделал для него столько же (если не больше), сколько Андре Бретон для авангарда европейского. Огромная выставка-hommage Бретону прошла несколько лет назад в Центре Помпиду. Небольшая выставка-hommage Бурлюку открылась только сейчас, и не в Третьяковской галерее, что было бы, наверное, правильно, а в скромном Московском центре искусств. >>
  • //  03.04.2001
Английская молодежь уходит «В отрыв!» на московских экранах
Наверное, именно пушкинской строчкой, вынесенной в заголовок статьи, стоило бы перевести на русский название Human Traffic (буквально -- «человеческое движение»). Но русские прокатчики предпочли дать фильму молодого англичанина Джастина Керригана «молодежное» название «В отрыв!» и разрекламировать его как «химическую», «кислотную» комедию о современной «клубной культуре». Это, наверное, правильно с коммерческой точки зрения, но не совсем справедливо по отношению к чудесному и остроумному фильму, главным достоинством которого является как раз не молодежная продвинутость, а обаятельная старомодность, отсылающая к душевному реализму английских «рассерженных» режиссеров... >>
  • //  03.04.2001
Современный танец на «Золотой маске»
Программа из семи спектаклей оказалась более чем представительной. География, впрочем, прежняя: «Кинетик» (Москва), «Игуан» (Санкт-Петербург) и большой десант с Урала: Муниципальный балет Евгения Панфилова (Пермь), Театр современного танца (Челябинск), екатеринбургские «Провинциальные танцы» и независимая команда «Киплинг». Прибавился только казанский театр «Дорога из города». Попытка представить совместные проекты опять не удалась... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика