Время новостей
     N°58, 03 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.04.2001
Полутораглазый Бурлюк
В Москве открылась выставка главного русского футуриста
Давид Бурлюк был поэтом и художником, писал футуристические манифесты (в частности, инициировал знаменитую «Пощечину общественному вкусу»), ходил по улицам раскрашенным, чем публику того времени не то что эпатировал, а прямо-таки шокировал. О его кипучей энергии подробно писал Бенедикт Лившиц в своем «Полутораглазом стрельце» -- первой истории русского футуризма. После революции Бурлюк уехал и через Японию попал в США, где -- страшно представить -- дожил в безвестности до 1967 года.

Бурлюк во всех смыслах был лидером русского футуризма и сделал для него столько же (если не больше), сколько Андре Бретон для авангарда европейского. Огромная выставка-hommage Бретону прошла несколько лет назад в Центре Помпиду. Небольшая выставка-hommage Бурлюку открылась только сейчас, и не в Третьяковской галерее, что было бы, наверное, правильно, а в скромном Московском центре искусств.

Выставка называется «Здравствуйте, мистер Бурлюк». 70 произведений из 17 частных собраний, в основном из коллекции американской галереи А.В.А. Некоторые из этих картин экспонировались на прошлогодней выставке футуристов в Русском музее. Там же, кстати, был выставлен и стеклянный глаз Бурлюка, который всю жизнь заменял ему настоящий, выбитый одним из его братьев еще в шестилетнем возрасте. В Москву глаз не привезли, а картины приехали не без посреднических усилий ГРМ, с которым у МЦИ есть долгосрочное соглашение (в мае обещают Филонова).

Честно говоря, настоящего чествования не получилось. Экспозиция имеет вид галерейной выставки-продажи. (Собственно, она такая и есть: американская галерея А.В.А. -- коммерческая, выставляя свои вещи в Москве, она если и не будет их продавать, то как минимум «засветит».) Да и сама живопись Бурлюка оказалась не слишком хорошей. Точнее, не слишком новаторской, чего можно было бы ждать. В ней чувствуется влияние и кубизма, и постимпрессионизма, и Ларионова с компанией. Впрочем, ни то ни другое не отменяет того факта, что для зрителей -- это первая возможность столь объемно познакомиться с живописным творчеством великого футуриста (поэтому и слово «здравствуйте» в названии выставки не кажется случайным). Не отменяет это и важности инициативы МЦИ, который (как и отдел личных коллекций ГМИИ) регулярно делает тематические показы, закрывая лакуны в истории отечественного искусства. А Третьяковка, которой по статусу надлежало бы именно тем и заниматься, проводит помпезные выставки «старых русских мастеров».

На вернисаже желающим раскрашивали щеки, тем самым вводя их в футуристический дискурс. Желающих оказалось много, в том числе министр культуры Михаил Швыдкой. Впрочем, было ли это демонстрацией новой культурной политики государства, которое теперь может и Бурлюка полюбить, или же просто у Михаила Ефимовича было в тот день хорошее настроение и он решил подурачиться, -- осталось неясным.

Подпись к фото:

«Женщина с четырьмя глазами и курицей» (1912)

Николай МОЛОК