N°52
26 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  26.03.2001
Апокалипсический удар табакеркой
Павел I удостоился выставки

версия для печати
Ранним утром 23 марта диктор петербургского радио сообщил, что согласно официальной версии ровно двести лет назад императора Павла поразил апокалипсический удар. Журналист явно перепутал апокалипсис (конец света) и апоплексию (нарушение кровообращения мозга), но оговорка, как это бывает почти всегда, не была случайной.

Монарх, убитый на закате эпохи заговоров и переворотов, действительно воспринимал свои дни как апокалипсис. Рубеж XVIII--XIX столетий был окрашен революционным цветом. И Россия не была исключением. Построив вокруг своей новой резиденции, Михайловского замка, бастионы и каналы с подъемными мостами, император воспринимал себя последним рыцарем в борьбе с революцией. Именно поэтому он, кстати, назвал свой замок в честь архангела Михаила, который в канун конца света должен вступить в сражение с дьяволом. Но «революция» (в виде генеральского заговора) Павла все-таки настигла, и 12 марта 1801 года жители российской столицы были извещены о том, что Его Императорское Величество скончался от апоплексического удара. Удар -- не апоплексический, а апокалипсический -- был нанесен пьяным Николаем Зубовым. Орудием убийства, как сообщает школьный учебник истории, стала золотая табакерка. Впрочем, дотошные мемуаристы поминают и шарф Скарятина, довершивший дело.

Все это можно вообразить и даже показать в кино, но не на выставке, построенной на документальных и архивных материалах. Такую выставку -- "Цареубийство 11 марта 1801 года. К 200-летию гибели императора Павла I в Михайловском замке" -- открыл Русский музей в одном из своих нынешних филиалов, в том самом Михайловском замке. Здесь есть и сохранившаяся табакерка, и шарф, похожий на тот, что использовался заговорщиками, и мундир императора, и его рубашка, кровавых пятен на которой, правда, не заметно.

Сотрудники музея, кощунственно превратив день убийства в юбилей, оправдывались высокими целями музеефикации -- в Михайловском замке они наконец создали временный музей Павла (экспонаты для которого были добыты из одиннадцати собраний, архивов и библиотек). Этот мавзолей получил свою идеологию. Главное в ней -- мысль о том, что плохая мать (Екатерина II) не дала хорошему сыну править. Именно тема "матери и сына" стала основной и на вернисаже. Траурная тема почти не звучала (если не считать заупокойную молитву в исполнении детского хора). Вернисаж вылился в импровизированный суд над Екатериной. Трагедия Павла, как можно было понять из выступлений, состояла в трудности преодоления тяжелого наследия предшественницы, развратной и бездельной. Более того, Екатерина была обвинена в двойном убийстве -- своего мужа, императора Петра III, и своего сына, императора Павла I, который погубил себя распутыванием ее запущенной бухгалтерии.

Весь сценарий экспозиции разворачивается между двумя похоронами с коронацией Павла в центре, представленной на огромной картине Мартина Квадаля из Саратовского художественного музея. Есть сундук для государственных бумаг, на который Павел поспешно поставил свой вензель. Есть оружие и нескончаемые портреты современников монарха, часто случайные. Выставлено множество архивных документов и книг, рассказывающих о цареубийстве. Но главное внимание публики устроители обратили на монеты, испорченные Екатериной и исправленные Павлом. После того как на рубеже 1780--1790-х годов императрице пришлось воевать одновременно с Турцией и Швецией, она перед лицом финансовых проблем была вынуждена, не меняя содержания серебра, увеличить номинал вдвое. В те времена, в отличие от наших, монеты ценились по содержанию в них драгоценного металла. А императрица, оставив вес, скажем, пятикопеечной монеты прежним, объявляла ее десятикопеечной. Павел, вступив на трон, забивал цифрой пять цифру десять. Книги, оружие, монеты -- все это, конечно, исключительно любопытные для разглядывания экспонаты, но в результате в подобных исторических мелочах утонула громкая тема выставки.

Совершенно случайно, но столь же символично, как и оговорка диктора на радио, все пламенные речи на вернисаже произносились в мраморное лицо Екатерины, изваяние которой стоит в центральной нише Антикового зала замка. Именно этот зал был избран для церемонии, участники которой, яростно защищая одного императора, наносили удары по другому.
Иван ЛУКИН, Санкт-Петербург

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.03.2001
Группа Scorpions выступила в Кремле с Государственным академическим симфоническим оркестром России
То, что кремлевский концерт Scorpions станет мероприятием, преисполненным всяческого пафоса, было ясно с того момента, когда Москва впервые услышала о грядущих гастролях. Подумать только: и легендарная группа Scorpions, и светлановский оркестр, и австрийский дирижер Кристиан Колоновиц - полное братство народов, интернационализм и единение в духе перестройки. >>
  • //  26.03.2001
Павел I удостоился выставки
Ранним утром 23 марта диктор петербургского радио сообщил, что согласно официальной версии ровно двести лет назад императора Павла поразил апокалипсический удар. Журналист явно перепутал апокалипсис (конец света) и апоплексию (нарушение кровообращения мозга), но оговорка, как это бывает почти всегда, не была случайной. >>
  • //  26.03.2001
Надежда Птушкина в Театре Пушкина
Критика, отсматривающего по долгу службы тонны некачественной театральной продукции, как правило, не проймешь. Ему хоть кол на голове теши, он вернется домой и бесстрастно возьмется за перо. "Корова" Надежды Птушкиной в постановке автора проняла. Ленивое понимание - ну вот еще одна история о несчастной бабской доле - переходит на ее спектакле в немое удивление и сменяется бессильным негодованием. Ибо такого сочетания сусальности и похабства старожилы не припомнят. >>
  • //  26.03.2001
В Москве началась неделя исландских фильмов
Дни исландского кино, открывшиеся в минувшую субботу в Киноцентре на Красной Пресне, практически превратились в шоу одного человека: зрителям предстоит увидеть пять фильмов национального классика Фридрика Тора Фридрикссона. Открывать дни исландского кино Фридрикссон вышел в одиночку. Походка, цвет лица и дикция режиссера наглядно свидетельствовали о родственности русской и исландской души. Но Алексею МЕДВЕДЕВУ удалось перехватить Фридрика Тора ФРИДРИКССОНА чуть раньше, когда он еще был в состоянии ответить на вопросы нашей газеты. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика