N°52
26 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  26.03.2001
В мире животных
Надежда Птушкина в Театре Пушкина

версия для печати
Критика, отсматривающего по долгу службы тонны некачественной театральной продукции, как правило, не проймешь. Ему хоть кол на голове теши, он вернется домой и бесстрастно возьмется за перо. "Корова" Надежды Птушкиной в постановке автора проняла. Ленивое понимание -- ну вот еще одна история о несчастной бабской доле -- переходит на ее спектакле в немое удивление и сменяется бессильным негодованием. Ибо такого сочетания сусальности и похабства старожилы не припомнят.

Птушкина -- один из самых репертуарных авторов современного российского театра. Что понятно. В основе практически всех ее произведений -- от библейской "Овечки" про отношения Исаака, Рахили и Лии до рождественской сказки "Старая дева" -- лежит история о том, как немолодая женщина увела мужчину у молодой прелестницы. Подобная постановка вопроса не может не нравиться зрительницам предпенсионного возраста, составляющим, как известно, основу любой театральной аудитории. При этом в отличие от родственных драматургии Птушкиной мексиканских сериалов, пытающихся, несмотря на все страсти-мордасти, сохранить видимость жизнеподобия, пьесы русской писательницы пугающе неправдоподобны. В "Корове", например, описывается тяжелый случай зоофилии. От одной интеллигентной немолодой женщины (Нина Попова) муж ушел к молодой прохиндейке. Пока жизнь в лице неверной возлюбленной учила его уму-разуму, женщина, чтобы скрасить одиночество, приютила корову. Муж вскоре опомнился и вернулся, но женщине он уже не нужен, она полюбила (к счастью, платонически) свою парнокопытную наперсницу. Откуда взялась корова посреди городской застройки и как она справляет свои надобности в типовой российской квартире, в пьесе не поясняется. Продвинутый зритель и сам должен понять, что это элементы абсурда. Заканчивается все печально. Героиню разлучают с добродушной тварью, а вернувшийся муж возобновляет старый роман с соседкой (по совместительству лучшей подругой героини). В общем, предательство, предательство, души незаживающий ожог. Абсурдизму текста вторит неосознанный абсурдизм постановочных приемов. Герои в спектакле Птушкиной то, как и положено, входят и выходят в двери, то вдруг, как Дэвид Копперфильд, начинают проходить сквозь условные межкомнатные перегородки. Сверху на это безобразие не без укоризны смотрит шагаловская корова.

Впрочем, и странный выбор одинокой женщины, и исполненный глубокой символики образ буренки еще можно было бы как-то переварить, но примерно в середине действия возвышенные отношения человека и животного, по замыслу автора, оказываются противопоставлены материально-телесному низу, воплощенному в престарелой матери героини (Нина Марушина) и ее очередном муже (Юрий Румянцев). Вслед за случаем зоофилии зрителям предлагают своеобразный геронтологический казус. Мамаша отчаянно пытается доказать, что в семьдесят пять она ягодка опять, то и дело хватает своего избранника за причинное место и все норовит отвести его в ванную. Птушкина в свое время шокировала театральную Москву интимными подробностями взаимоотношений одного из праотцов и двух его жен, но там физиологические откровения были стилизованы под Библию. В "Корове" они напоминают выразительную речь граждан без определенного места жительства. Кого особенно жаль, так это даже не зрителей, а исполнителей, произносящих птушкинский текст. После некоторых пассажей им не поможет никакой дирол с ксилитом и карбамидом.

Известно, что артисты только на словах любят интеллектуальный театр, в глубине души все они взыскуют жанровых пьес -- с яркими характерами, страстями и перипетиями. И Птушкина прежде (например, в «Старой деве») эти их потребности удовлетворяла. То есть предлагала вполне комфортные условия сценического существования. В "Корове" существовать дискомфортно, а хорошей артистке Нине Поповой прямо-таки невмоготу. Иными словами, мы наблюдаем здесь не только превращение интеллигентной женщины в неизлечимую зоофилку, но и перерождение странноватого, но крепкого драмодела в отчаянного графомана. Непонятно только, почему этот случай так заинтересовал Театр Пушкина. В нем, как казалось, работают совершенно здоровые люди.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.03.2001
Группа Scorpions выступила в Кремле с Государственным академическим симфоническим оркестром России
То, что кремлевский концерт Scorpions станет мероприятием, преисполненным всяческого пафоса, было ясно с того момента, когда Москва впервые услышала о грядущих гастролях. Подумать только: и легендарная группа Scorpions, и светлановский оркестр, и австрийский дирижер Кристиан Колоновиц - полное братство народов, интернационализм и единение в духе перестройки. >>
  • //  26.03.2001
Павел I удостоился выставки
Ранним утром 23 марта диктор петербургского радио сообщил, что согласно официальной версии ровно двести лет назад императора Павла поразил апокалипсический удар. Журналист явно перепутал апокалипсис (конец света) и апоплексию (нарушение кровообращения мозга), но оговорка, как это бывает почти всегда, не была случайной. >>
  • //  26.03.2001
Надежда Птушкина в Театре Пушкина
Критика, отсматривающего по долгу службы тонны некачественной театральной продукции, как правило, не проймешь. Ему хоть кол на голове теши, он вернется домой и бесстрастно возьмется за перо. "Корова" Надежды Птушкиной в постановке автора проняла. Ленивое понимание - ну вот еще одна история о несчастной бабской доле - переходит на ее спектакле в немое удивление и сменяется бессильным негодованием. Ибо такого сочетания сусальности и похабства старожилы не припомнят. >>
  • //  26.03.2001
В Москве началась неделя исландских фильмов
Дни исландского кино, открывшиеся в минувшую субботу в Киноцентре на Красной Пресне, практически превратились в шоу одного человека: зрителям предстоит увидеть пять фильмов национального классика Фридрика Тора Фридрикссона. Открывать дни исландского кино Фридрикссон вышел в одиночку. Походка, цвет лица и дикция режиссера наглядно свидетельствовали о родственности русской и исландской души. Но Алексею МЕДВЕДЕВУ удалось перехватить Фридрика Тора ФРИДРИКССОНА чуть раньше, когда он еще был в состоянии ответить на вопросы нашей газеты. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика