N°51
23 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  23.03.2001
Первый русский
версия для печати
Знаменитый Нидерландский театр танца (NDT) почитают образцовым для театров, ориентирующихся на современный репертуар. В интернациональной труппе, созданной выдающимся хореографом Иржи Килианом, работали не только европейцы и американцы, но и соотечественники Килиана -- чехи и словаки. Русских здесь не было никогда, если не считать педагогов-классиков из среды балетных эмигрантов. Артист кордебалета Большого театра Никита ДМИТРИЕВСКИЙ стал первым русским танцовщиком, попавшим на стажировку в одну из трех трупп NDT -- молодежную. Он же -- единственный артист Большого, который прошел стажировку в другом театре. После его возвращения в Москву с ним встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ГЕРДТ.

-- Как вы попали в NDT?

-- В Москве проходил просмотр в NDT-II -- это труппа, в которой работают танцовщики в возрасте от 18 до 21 года. Я пошел из любопытства, ни на что не надеясь. После занятий ко мне подошел арт-директор театра, спросил, хочу ли я поработать в NDT, и поинтересовался, не боюсь ли я работы? Я ответил, что не боюсь.

-- Почему он так спросил?

- Считается, что у российских танцовщиков нагрузка другая, чем у западных. Дело не только в образовании, но и в разном отношении к профессии. Например, когда я уже танцевал в труппе Килиана, меня спрашивали перед выступлением: «Ты волнуешься?» Я отвечал, что нет и что постараюсь хорошо станцевать. Мне говорили: «Ты не старайся, ты наслаждайся». Это принципиальное отличие. Танец для них -- философия и образ жизни. Сравнивать NDT и Большой театр, конечно, нельзя. Творчески реализовать каждого артиста в Большом театре просто невозможно, а NDT -- очень мобильная труппа.

-- При том, что это тоже не маленький коллектив. Театр состоит из трех трупп -- молодежной, основной и старшего поколения. Сколько премьер выпускают за сезон?

-- Думаю, около десяти. За четыре месяца я станцевал четыре премьеры. Кроме того, готовил спектакли, не входившие в мою практику: считалось, что мне полезно знать репертуар, который будет исполняться в будущем. Там спектакль не штурмуют прямо перед премьерой, его готовят заранее. У нас обычно подготовка к премьере идет по нарастающей, и на пике этого процесса его показывают публике.

-- Можно как-то определить направление, в котором работают хореографы NDT?

-- Я бы не взялся. Иногда стиль узнаваем, как, например, у Йохана Ингера, который работает в посткилиановской манере. Якопо Годани сформирован Форсайтом. Но иногда невозможно угадать не только стилистику, но и направление мысли хореографа. Например, с балетом Охада Нахарина -- это очень известный и популярный израильский хореограф -- мы ездили на гастроли в Германию. Спектакль назывался «Минус 16». В этой работе надо было даже петь, причем на иврите. У каждого из шестнадцати танцовщиков была своя сольная импровизация, а в финале мы спускались в зрительный зал, чтобы выбрать пожилых людей и пригласить их на сцену танцевать с нами.

-- Почему именно пожилых?

-- Спектакль о старости. О том, что эмоции пожилого человека готовы вырваться наружу, но оболочка не позволяет. Об этом же, о времени и противоречиях между живыми чувствами человека и внутренним процессом их канонизации, и новая работа Иржи Килиана, в которой мне посчастливилось участвовать, -- «Щелчок, пауза, тишина».

-- Трудно было адаптироваться к непривычному репертуару?

-- До того, как я попал в Голландию, я серьезно занимался акробатикой, йогой, брейком, степом... Кроме классики почти десять лет учился и давал уроки модерна в Школе современного танца Николая Огрызкова. Так что круг идей и репертуар был мне понятен и близок.

-- Голландцы говорят, что Килиан обронзовел...

-- Не знаю, он каждый день ездит на работу на велосипеде. Мне кажется, он очень скромный и свободный человек. Он оставил руководство театром, хотя, мне кажется, мог бы оставаться сколько угодно. Теперь стал просто хореографом, но для голландцев он по-прежнему король. Килиан, безусловно, понимает, что он единственный и неповторимый, но это не мешает ему с уважением относиться к танцорам. Он сделал все необходимое, чтобы повысить их социальный и профессиональный статус. Например, артисту, проработавшему в NDT более четырех лет, в случае если он остается по какой-то причине без работы, театр в течение нескольких лет продолжает выплачивать зарплату.

-- Многие танцовщики труппы стали знаменитыми хореографами, и все они ставят в NDT -- и Начо Дуато, и Пол Лайтфуд, и Йохан Ингер. Есть какой-то рецепт? Может быть, пресловутая интернациональность NDT?

-- В NDT заинтересованы в том, чтобы максимально реализовать артиста. Это политика театра. Например, молодежную труппу, в которой я работал, никто не рассматривает как «учебную», как трамплин, позволяющий добраться до основной труппы. Крепостного права нет -- можно остаться, можно уйти, можно делать параллельные проекты. Люди ищут себя, и театр дает им такую возможность. Примерно каждые полгода проводятся семинары по хореографии. Каждый танцовщик имеет возможность поставить свою работу и вынести ее на сцену. Театр заинтересован в формировании новых идей. Недаром сюда приглашают людей из разных частей света. В труппе, где я работал, было шестнадцать танцовщиков из Франции, Словакии, Австралии, Португалии, Америки, Японии, Канады... Каждый год этот состав меняется: люди или уходят или переходят в NDT-I. Это не пропаганда интернационализма в балете. Просто они понимают, что формирование только голландских хореографов не выведет NDT на мировой уровень. Иностранцы вносят новые идеи, новую музыку, новые сценические решения.

-- Насколько я понимаю, таких возможностей в России, в частности в Большом театре, нет. Но вы все же вернулись.

-- Я понимаю, что в Большом театре не лучшие времена и идеи современного танца практически не реализуются. Я боюсь, что здесь не всем знакомо даже имя Килиана.

-- Чем вы объясняете такое невежество?

-- Мне кажется, в Большом существует предубеждение к современной хореографии. Считается, что Большой -- это парадная классика. Отсюда некая конфронтация классики и модерна. Я не считаю, что нужно сталкивать эти направления. Пример Килиана, соединившего философию модерна с мощной классической базой, как раз подтверждает, что такого противостояния на самом деле не существует.

-- А вы не боитесь еще четыре года простоять в кордебалете?

-- Это болезненный вопрос. Когда я уезжал, Алексей Фадеечев, бывший в то время художественным руководителем балетной труппы, искренне пожелал мне закрепиться в Голландии, сказав, что сегодня в Большом театре для меня репертуара нет. Там у меня действительно появился выбор. Мне, например, предложили сотрудничать с известным хореографом Эмио Греко. Но я понял, что остаться на всем готовеньком слишком простое решение. Я хотел бы работать и продвигать идеи современного искусства в России. И пробовать себя как хореограф именно здесь.
Беседовала Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.03.2001
«Братство волка» на московских киноэкранах
То, что неподвластно перу, прекрасно сгодится для кинопленки. В фильме Кристофа Гэнса «Братство волка» есть и Зверь, закованный рукой гениального злодея в причудливые доспехи, и вероломный заговор против короля, и кокотка, оказавшаяся в итоге агентом Ватикана, и колдовские ритуалы африканских племен, и погребение заживо, и неизвестные европейцам приемы рукопашных поединков, и кровосмесительная страсть брата к сестре, и... Впрочем, легче вспомнить, чего в фильме нет. >>
  • //  23.03.2001
Знаменитый Нидерландский театр танца (NDT) почитают образцовым для театров, ориентирующихся на современный репертуар. Артист кордебалета Большого театра Никита ДМИТРИЕВСКИЙ стал первым русским танцовщиком, попавшим на стажировку в одну из трех трупп NDT - молодежную. Он же - единственный артист Большого, который прошел стажировку в другом театре. После его возвращения в Москву с ним встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Ольга ГЕРДТ >>
  • //  23.03.2001
Издательство "Симпозиум" завершило "набоковский проект"
Пятый том "Собрания сочинений русского периода" Владимира Набокова интересен двояко. Тут представлен наиболее «темный» этап пути писателя. Повесть "Волшебник" осталась ненапечатанной (годы спустя из нее вырастет "Лолита"). Не воплотился чрезвычайно важный замысел второй части "Дара" (материалом для приблизительной реконструкции этой книги служат ее "осколки" - рассказы Solus Rex и Ultima Thule, связующие прозу Сирина с английскими романами Набокова Bend Sinister и "Бледное пламя"). >>
  • //  23.03.2001
В четверг Московская городская дума наконец приняла решение об установке памятника Булату Окуджаве. Указ президента РФ об увековечении памяти поэта и певца вышел еще в 1997 году, а конкурс на проект памятника прошел в конце прошлого года. Но до сих пор не был решен главный вопрос - где воплотить задуманное. >>
  • //  23.03.2001
Вчера премьерой спектакля «Брависсимо» была поставлена кульминационная точка в праздновании десятилетия «Новой оперы» Евгения Колобова. Спектакль, представляющий собой нечто среднее между гала-концертом и юбилейным капустником, имеет сквозной сюжет, не имеющий никакого отношения к тем проблемам, которым посвящены используемые в «Брависсимо» классические арии и романсы. >>
  • //  23.03.2001
Вчера из Эрмитажа украли картину Жана Леона Жерома «Бассейн в гареме». По словам сотрудников пресс-службы музея, картина размером 75 на 62 см, висевшая в постоянной экспозиции, была просто вырезана из рамы. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика