N°50
22 марта 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  22.03.2001
Уравнение с тремя неизвестными
В Консерватории отпраздновали день рождения Рихтера

версия для печати
В традиционный рихтеровский день -- 20 марта -- на сцене Большого зала Консерватории собрались на удивление разные люди. Только двоих из них можно было отнести к знаменитостям -- ближайшую рихтеровскую соратницу Наталью Гутман и версальского пианиста-эксцентрика Валерия Афанасьева, связанного с Рихтером разве что давним и довольно скандальным участием в его «Декабрьских вечерах», где он вздумал играть настоящий западный авангард. Для остальных участников -- никому не известного немецкого баритона Дитриха Хеншеля, столь же загадочного Иерусалимского струнного квартета и тинейджерского симфонического оркестра Мерзляковского музыкального училища -- сцена лучшего зала страны вряд ли была привычной площадкой.

Из этого не следует делать скороспелых выводов. По крайней мере один из трех незнакомцев, а именно скромный студенческий оркестр, участие которого было, по всей видимости, обусловлено финансовыми обстоятельствами устроителей концерта, оказался весьма мил. Сложный аккомпанемент к малеровским «Песням странствующего подмастерья» в его исполнении прозвучал уж во всяком случае лучше, чем сами песни в исполнении Хеншеля. Немецкий гость, учтиво поставленный в финал программы, был чопорен, неимоверно скучен и безголос. Четко проговариваемый текст и честное следование руке дирижера Анатолия Левина не спасало от ощущения, что присутствуешь на выступлении артиста разговорного жанра.

Полной противоположностью сухому немцу были открывавшие концерт взволнованные и трепетные израильтяне, оказавшиеся верными последователями отечественной квартетной школы. Однако разница в традициях не отменяла роднящего их с Хеншелем невысокого качества исполнения. Ре-мажорный квартет Гайдна прозвучал на четверочку, огромный квинтет Шуберта для двух скрипок, альта и двух виолончелей -- и того хуже. Присоединившаяся в квинтете к четверке юношей Наталья Гутман не исправила положения, а напротив, только все усугубила. Во всей компании она оказалась единственным мужским началом. Ее мощная и выразительная виолончель диссонировала с младенческим лепетанием остальных инструментов, во второй части сочинения переросшим в настоящую агонию: кто-то не поспевает, кто-то фальшивит, кто-то не может сойтись в унисон. Вряд ли такое понравилось бы Рихтеру.

Тем не менее именно соответствие рихтеровским вкусам, очевидно, и было основной целью тех, кто составлял праздничную программу. Гайдн, Шуберт, Брамс, Малер -- композиторы, которых пианист и вправду очень уважал. Но он умел окружать себя не только хорошей музыкой, но и отличными музыкантами, среди которых имелся и высококачественный струнный квартет (бородинский), и великий немецкий баритон (Дитрих Фишер-Дискау). Сравнения тут волей-неволей напрашиваются и, естественно, оказываются не в пользу нынешних исполнителей.

Единственным, кто играл на этом концерте не для Рихтера, а для публики и самого себя, был Валерий Афанасьев. Он действовал по принципу, что лучше предложить что-нибудь заведомо нерихтеровское, чем толочься на давно исхоженной другим талантом территории. Он-то в результате и выиграл. Три небольших поздних интермеццо Брамса -- тоже вполне рихтеровского композитора, -- но исполненных в характерно-пижонской афанасьевской манере, оказались долгожданной крупицей золота в море песка. Рыбий взмах чуть не по локоть оголенных рук, эстетское любование запедаленным звуком, хрустальная прозрачность, тишина, ни одного форте на все три миниатюры и неожиданная славянская тоска под конец -- все это не имело никакого отношения к Рихтеру и вместе с тем было лучшим ему подарком.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.03.2001
Завтра в «Пушкинском» премьера полнометражного мультфильма «Побег из курятника»
Первое ощущение от «Побега из курятника»: так не бывает. Не делают таких мультфильмов для детей. А если и делают, то они становятся культовым развлечением для небольшой группы продвинутых взрослых и даже могут получить парочку «Оскаров», но уж никак не могут снискать народную любовь и получить сотни миллионов долларов в прокате. >>
  • //  22.03.2001
Прошедший вчера шестой пленум правления Союза кинематографистов РФ был посвящен проблемам кинообразования и «молодежной политики» кинематографа, недаром и приурочили его к завершению конкурса студенческих фильмов «Святая Анна». >>
  • //  22.03.2001
Мода на соцреализм дошла и до Москвы
Архитектура сталинского времени давно признана Большим Искусством и предметом национальной гордости. Другое дело живопись. Даже в обновленной экспозиции искусства XX века в Третьяковке - главном музее национального искусства - оказалось совсем немного образцов сталинского искусства. Виной всему термин "соцреализм", которым определяют живопись того времени - он почему-то воспринимается как оскорбление. >>
  • //  22.03.2001
В Москве пройдет неделя фильмов Старого Света
Изысканное кинематографическое зрелище ожидает столичных киноманов. С 30 по 6 апреля в Киноцентре на Красной Пресне и Музее кино пройдет неделя европейских фильмов «Панорама кино стран Европейского Союза». >>
  • //  22.03.2001
В Консерватории отпраздновали день рождения Рихтера
В традиционный рихтеровский день - 20 марта - на сцене Большого зала Консерватории собрались на удивление разные люди. Только двоих из них можно было отнести к знаменитостям - ближайшую рихтеровскую соратницу Наталью Гутман и версальского пианиста-эксцентрика Валерия Афанасьева, связанного с Рихтером разве что давним и довольно скандальным участием в его «Декабрьских вечерах», где он вздумал играть настоящий западный авангард. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика