N°215
22 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  22.11.2001
Гражданское общество и Контрольный пакет информации
версия для печати
В «Красном зале» Горного института прошла дискуссия Гражданского форума на тему «Информационная открытость государства: гарантии и эффективные способы ее обеспечения». Вел ее Алексей Симонов (сегодня по этой же теме в Центральном Доме Журналистов состоятся два круглых стола «Информационная открытость как основа социального партнерства» и «СМИ и общество»).

Суть дискуссии, вероятно, можно свести к вопросу кто, кому, что? То есть, кто эту самую информационную открытость должен обеспечить, кому она предназначена и что под этим понятием вообще скрывается.

Именно в таком теоретическом ключе и началось это мероприятие. После вступительного слова ведущего известный специалист по теории СМИ Иосиф Дзялошинский предложил вниманию присутствующих (а таковых было около 200) шесть вопросов, которые, по его мнению, являются ключевыми.

1. Кому в России вообще нужна информационная открытость власти? Не нужна они ни власти, ни большинству населения, а если кто-то до нее охоч, так это только общественность, экспертное сообщество и средний бизнес, всего - примерно 25 процентов граждан.

2. Что понимать под информационной открытостью власти? Это когда информация наличествует в сохранности и доступна. Кроме того - присутствует «механизм, который в автоматическом режиме обеспечивал бы общественность информацией«, а также - система ответов власти на вопросы и запросы.

3. На основании каких критериев можно говорить об открытости власти? Исходя из уровня информированности граждан. Основываясь на количестве отказов в предоставлении информации. Измеряя ресурсы времени и денег для добывания информации (имелись в виду платные информаторы). А еще - по утверждению докладчика - уровень информационной открытости можно измерить индексом. Некий индекс в пределах пятибалльной системы фиксирует открытость каждого отдельного властного института. Докладчик даже сообщил данные по разным ведомствам (как он эти цифры получил - не открылся), из которых следовало, например, что в последние годы открытость понижается: если в 1991 году он оценивал законодательную власть на 3,2 балла, то теперь всего на 2.4).

4. Кто виноват? То есть, какие факторы влияют на уровень открытости власти? Негативное отношение руководства, плохое качество нормативной базы - 70 процентов законов в этой области противоречат друг другу. Например, Закон о Гостайне и Указ президента о той же гостайне.

5. Кто должен бороться? Некие неназванные эксперты сообщили докладчику о том, что 43 процента населения считают, что бороться должны СМИ, «которые могу быть каналом, но чаще - дымовая завеса«, а 37 процентов полагают, что - некоммерческие организации третьего сектора.

6. Что нужно делать? А требуется доктрина информационного развития. Закон прямого действия, который бы определил, кто кому и что должен давать. Еще надо привести в порядок информационное законодательство. Создать алгоритм взаимодействия структур гражданского общества с властью. СМИ же должны помнить, что они public service, а не просто погулять вышли - иными словами, что у них есть долг по информированию общественности о действиях власти, так что - хочешь не хочешь, а про бюджет писать надо. Потому что есть ответственность перед людьми.

Разумеется, после этого изложения тянет задуматься над отдельными пунктами схемы (как, интересно, можно измерить количество отказов в предоставлении информации? А если у министра спросят, сколько он получает или, скажем, изменяет ли жене?), но не в этом пафос. А в том, что дискуссия удалась. Выступившие далее министр печати Михаил Лесин и глава Медиа-Союза Александр Любимов приложили теорию. К практике.

Г-н Лесин сказал, что сегодня от всех подряд чиновников нереально требовать 100-процентного понимания того, чего от них хотят представители общественности. Он не согласен с тем, что законодательство не предоставляет возможности для получения открытой информации. Он не согласен с тем, что чиновники плюют на Конституцию. Он решительно не может понять, каким образом г-н Дзялошинский рассчитывает свой «индекс открытости» и, мало того, не понимает, почему лично он должен кому-либо рассказывать что-либо в процессе подготовки решений, ответственность за которые лежит на нем лично. При этом, по мнению г-на Лесина, у СМИ действительно имеются серьезнейшие проблемы - с одной стороны, уровень их коррумпированности превышает все нормы, а, с другой, - они все еще как маленькие дети, которые не в состоянии добиться своей независимости, прежде всего экономической, без которой иной независимости и не будет. Никакая доктрина развития ничего не решит. Говорить, что все плохо - нельзя. Что все хорошо - тоже нельзя. Проблема открытости - из решаемых медленно, потому что это вопрос и о культуре. В том числе - о культуре потребления информации (на ТВ только 25 процентов зрителей смотрят информационные программы и то - не долее 13 минут). И «механически» дискутировать на эти темы не имеет никакого смысла.

После всего этого начались «серийные» выступления участников, в основном - региональных журналистов. Увы, по большей части они сводились к отчетам о проделанной работе в свете положения на местах - небезынтересно, но не совсем по теме. Хотя, разумеется, взаимоотношения региональных журналистов с региональным же начальством определенно мог бы составить подраздел этой темы.

Что же касается г-на Любимова, то констатировал, что совершенно объективно существуют две корпорации (журналисты и чиновники), находящиеся в естественном соперничестве по части овладения информацией. Соответственно, журналистам и не следует ждать от чиновников какой-то специальной помощи, поскольку, собственно, это именно журналистская работа - добывать информацию, а ее нигде в мире так просто не раздают. Это по определению конфликтная система отношений, которая столь же конфликтна и на Западе. И единственное, что в этой истории возможно - какое-то разумное кооперирование, для чего журналистам следовало бы поменять стиль общения и с властью, и между собой. Да и вообще - хорошо бы не брать на себя ответственности говорить за всех подряд. Резюме г-на Любимова было таким: «Свобода слова - не для журналистов, а для граждан«.

В этот момент г-н Дзялошинский, автор исходной схемы, заявил: «Причем тут журналисты? Речь идет об открытости власти! Речь идет о создании государственной системы информирования!«

То есть основной конфликт был сформулирован. Власть, информационная открытость, СМИ, государственная система информационной открытости. Кажется, составление такого букета проблем уже было достаточным результатом мероприятия.

И эту совокупность уже можно слегка (экспертно, разумеется) исследовать.

Прежде всего - как себе представить государственную систему информирования? Надо полагать, что г-н Дзялошинский именно ее имел в виду, упоминая механизм, который в автоматическом режиме обеспечивал бы общественность информацией. Понять, что это за робот, что он считывает и, соответственно, кому автоматически пересылает эти гигабайты, не представляется возможным. Поэтому сузим проблему до трех - вынесенных в самое начало - вопросов: кто, кому, что?

Кто - со стороны власти - должен заниматься представлением этой самой информации в автоматическом режиме, демонстрируя открытость власти? Что за каторга такая? Существуют пресс-службы, официальные документы все чаще можно увидеть на официальных сайтах. Но, наверное, это не государственная система информирования. Всегда будет хотеться чего-то еще.

Кого информировать? А кого надо информировать в столь тотальном объеме? СМИ? Со СМИ более-менее понятно, но это - их работа (уж как справляются), а «госсистема информирования» предполагает некую общественность, которая, значит, не может смириться с той информацией, которую можно найти в СМИ. Но информации море... Хорошо, допустим, что имеются в виду некие жареные тайны, с которыми упорно не хотят расставаться представители, скажем, прокуратуры. То есть не то, чтобы по закону не положено, а просто не хотят: не демонстрируют добрую общественную волю. В таком случае требование открытости означает мощную общественную работу по части развития утечек и института «источников, близких к...» Разумеется, и то и другое имеет тенденцию развиваться вовсе не в ответ на чаяния общества. Есть еще и третий вариант, когда некто злонамеренно скрывает от общества что-то важное. Но г-н Лесин в курилке честно говорил журналистам: «Хотите меня поймать на чем-то? Ловите!». Имея в виду, что или заниматься делом, например - обращаясь в суд, или - бессмысленно жаловаться на всех углах.

Что есть та информация властных структур, которая должна стать открытой?

Тот же г-н Лесин недоумевал: вот получил он «мэйл» от коллеги-министра, что же, и этот «мэйл» надо выкладывать в открытый доступ? То есть, самое время наконец-то определиться с понятиями.

И вот это представляется основным пунктом данной истории (г-н Любимов даже сказал в камеру ОРТ, что, по его мнению, сама эта дискуссия является главным пунктом всего Гражданского форума). То есть - что такое информация, которая является предметом данного обсуждения? То есть, содержащая тот некий набор действий власти, который следует передать обществу.

И вот тут возникает впечатление, что в обществе до сих пор кое-где предполагают, что в какой-то тайной комнате Кремля (Старой площади) есть тайная полка, на которой лежит некая тайная-тайная папка, в которую всякий день складывается самая тайная и полная информация обо всем на свете - в пределах компетенции властных структур РФ, разумеется...

Конечно, очень жаль, что это не так. В действительности весьма трудно понять, что такой информационный пакет возможен. Даже формирование требований, технического задания к подобной сводке - нетривиальная работа. В любом случае для формулирования подобных требований необходима, что ли, договоренность по умолчанию, суть которой в том, что конфликт интересов власти и общества по информационному поводу не является строго антагонистическим. Что, в общем, реально.
Андрей Левкин

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  22.11.2001
Вчера мы впервые в таком составе собрались в Кремлевском дворце и на дискуссиях, говорили речи, знакомились и спорили. Сегодня должны состояться «круглые столы». Затем нам предстоит важнейшая часть форума -- встреча с представителями исполнительной власти на переговорных площадках, в рамках которых речь должна пойти уже о конкретных методах решения проблем. Это значит, что впервые представителям гражданского общества по многим вопросам власть пошла навстречу и обеспечила начало равноправного диалога... >>
  • //  22.11.2001
Правительство прощается с финансовым резервом
Призыв Владимира Путина к правительству улучшить бюджетное планирование привел к тому, что кабинет министров полностью перевел этот процесс в Думу. Вице-премьер Алексей Кудрин вчера, как и во вторник, совещался с лидерами «альянса четырех» («Единство», ОВР, «Нардеп» и «Российские регионы») о том, как скорректировать почти уже принятый бюджет-2002 с учетом падения цен на нефть и замедления экономического роста в мире... >>
  • //  22.11.2001
В «Красном зале» Горного института прошла дискуссия Гражданского форума на тему «Информационная открытость государства: гарантии и эффективные способы ее обеспечения», которую вел Алексей Симонов (сегодня по этой же теме в Центральном Доме Журналистов состоятся два круглых стола «Информационная открытость как основа социального партнерства» и «СМИ и общество»). Суть дискуссии, вероятно, можно свести к вопросу «кто, кому, что?» То есть, кто эту самую информационную открытость должен обеспечить, кому она предназначена и что под этим понятием вообще скрывается... >>
  • //  22.11.2001
Но зато поняли, о чем завтра спросить министров
На дискуссии по правовым и экономическим условиям независимого существования и эффективной деятельности некоммерческих организаций, проходящей в рамках ГФ, был, наверное, самый пестрый состав участников. Вначале казалось, что всех участников, пришедших на дискуссию, интересует лишь проблема налогов, которыми государство зачастую несправедливо облагает общественную деятельность. Однако в перерыве участники расслабились, разбились на группки, и, переходя от одной группки к другой, можно было услышать то, о чем болит сердце у представителей общественных организаций... >>
  • //  22.11.2001
Обществу нужен закон о саморегулировании бизнеса, его ответственности за поведение на рынке и перед потребителями. К такому мнению пришли участники дискуссии «Общество -- бизнес -- власть», проходящей в рамках Гражданского форума... >>
  • //  22.11.2001
На проблемной дискуссии «Новые кадры для общества и государства», проходящей в рамках Гражданского форума, обсуждалась общероссийская национальная кадровая инициатива, которую представил Русский институт и Центр корпоративного предпринимательства... >>
  • //  22.11.2001
«Сам факт того, что диалог между властью и гражданским обществом возможен, является уже отрадным»... >>
  • //  22.11.2001
Челобитная всегда была главной формой диалога, инициируемого российским народом, с властью. Перед тем как найти новые формы сосуществования, некоторые участники Гражданского форума воспользовались испытанным средством... >>
  • //  22.11.2001
Предположение, что Гражданский форум пройдет предельно гладко и никаких конфликтов на нем быть не может в принципе, потому что власть пригласила только «прирученных» общественных деятелей, не сбылось. Можно сказать, что начался Форум чуть ли не с бунта этих самых «прирученных», которые в итоге буквально штурмом взяли Кремль... >>
  • //  22.11.2001
Тема сужения поля юридически корректных вариантов поведения для правоохранительных структур (иначе говоря -- уменьшения произвола) звучала в интервью судьи Конституционного суда Тамары Морщаковой во вчерашнем номере «ГФ». Сегодня об этом же, хотя, разумеется, в совершенно другом стиле, говорит председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский. И сегодня же тема будет обсуждаться на переговорных площадках с представителями системы юстиции... >>
  • //  22.11.2001
В среду в главном здании МГУ в рамках Гражданского форума открылась дискуссия, посвященная «Обеспечению прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых структурах». Замглавы администрации президента Дмитрий Козак заявил на ней, что рассчитывает на положительный эффект от дискуссий, проводимых в рамках Гражданского форума, и надеется на получение конструктивных предложений со стороны представителей общественных объединений... >>
  • //  22.11.2001
Есть замысел наладить действительно постоянное и конструктивное сотрудничество с аппаратом
Один из отцов-основателей Гражданского форума опровергает приписываемые организаторам тайные умыслы. Смысл его проведения состоит в том, чтобы поставить президента России и общество лицом к лицу, а не в намерении вытеснить кого-то из окружения главы государства, заявил в беседе с обозревателем ГФ Тамарой Замятиной член оргкомитета Гражданского форума, депутат Госдумы РФ Вячеслав Игрунов. >>
  • //  22.11.2001
Каждый третий гражданин знаком с коррупцией на собственном опыте
Во второй половине марта этого года фондом «Общественное мнение» был проведен панельный опрос, направленный на тестирование понятия «чиновники». По результатам исследования, в рамках которого было взято 810 свободных интервью, вырисовывается весьма печальная картина... >>
  • //  22.11.2001
Главный редактор некоммерческого издания «Русский журнал» Глеб Павловский выступил на открывшемся вчера в Кремле Гражданском форуме... >>
  • //  22.11.2001
В 15.00 в фойе Государственного Кремлевского дворца в рамках ГФ развернулась дискуссия на тему «Мобилизация общественного потенциала в общенациональных программах государственного строительства и экономических реформ». Дискуссию начал руководитель администрации президента Александр Волошин... >>
  • //  22.11.2001
«Мы стали реальной силой», -- заявила, открывая Гражданский форум, ведущая его первого заседания председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. Она обратила внимание участников Форума на место его проведения -- Кремлевский Дворец съездов, заметив при этом, что на Форуме «ни за кого и ни за что не будут голосовать». Таким образом, подчеркнула Алексеева, целью Гражданского форума не является создание очередной полубюрократической структуры. «Мы собираемся создавать представительные органы», -- заявила она... >>
  • //  22.11.2001
«Считаю абсолютно непродуктивным, а в принципе невозможным и даже опасным попытаться создать гражданское общество «сверху». Его вообще невозможно по указке создать. И хочу еще раз подчеркнуть, у нас это прекрасно все понимают: оно должно стать самостоятельным, иметь свою собственную корневую базу, питаться духом свободы. И только тогда оно становится действительно гражданским»... >>
  • //  22.11.2001
Если армия не будет добровольческой, ее не станет вообще
Вчерашний разговор в Кремле между Владимиром Путиным и Михаилом Касьяновым произвел фурор, на первый взгляд не соответствующий статусу этой сугубо рабочей встречи. Из коротенького сообщения президентского пресс-секретаря Алексея Громова следовало, что обсуждались «вопросы, связанные с военной реформой». Премьер ознакомил президента с правительственным документом «по проведению мероприятий, связанных с поэтапным переходом к комплектованию части Вооруженных сил России на контрактной основе вместо призывной». Пара этих дежурных фраз произвела просто взрывной эффект... >>
  • //  22.11.2001
Владимир Путин провел в Кремле официальную встречу с военным руководством постсоветских стран. Участники проходившего в среду заседания Совета министров обороны (СМО) стран СНГ завершили свои консультации в Москве «теплой, доверительной беседой с российским президентом». Встреча получилась на редкость представительной: разразившийся после сентябрьских терактов в США международный кризис заставил вспомнить о своих союзнических обязательствах в рамках СНГ даже тех, кто до сих пор предпочитал избегать военного сотрудничества с Москвой... >>
  • //  22.11.2001
Предвыборное соглашение «Единства», «Отечества», «Яблока» и СПС о распределении депутатских кресел в Мосгордуме может не выдержать испытания жизнью. Выяснилось это в последний день регистрации, когда Мосгоризбирком отказался зарегистрировать действующего депутата Евгения Балашова. Он входит в согласованный список кандидатов от «Единства». Как рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» сам г-н Балашов, в его подписных листах были обнаружены недостоверные подписи... >>
  • //  22.11.2001
Покушение на президента Международного художественного фонда Романа Васильева было совершено во вторник вечером в Москве. Бизнесмен отделался легким ранением, однако не исключено, что прозвучавшие выстрелы могут инициировать новый криминальный скандал в среде коллекционеров живописи и арт-дилеров... >>
  • //  22.11.2001
Король Иордании Абдалла II хотел бы, чтобы его «встречи с российским президентом Владимиром Путиным приобрели регулярный характер». Вчера король отбыл из Москвы, где побывал с кратковременным визитом, в ходе которого более двух часов беседовал с российским лидером и больше ни с кем не встречался. Приезд короля был весьма неожиданным, ведь он уже побывал с официальным визитом в Москве совсем недавно -- в августе... >>
  • //  22.11.2001
Работу в «Либеральной России» он будет вести при помощи Интернета
Движение «Либеральная Россия» приняло вчера в свои ряды олигарха в изгнании Бориса Березовского. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» один из сопредседателей движения, депутат Госдумы Сергей Юшенков, вчера г-н Березовский был кооптирован в состав политсовета движения. Выполнять свои обязанности в политсовете г-н Березовский намерен через Интернет, голосовать же будет либо по телефону, либо по доверенности... >>
  • //  22.11.2001
Коммунисты хотят партнерства с Кремлем
Прохождение через Думу законов, необходимых для судебной реформы, может всерьез изменить расклад сил в нижней палате. Если сегодня пакет из трех законопроектов, принципиально важных для исполнительной власти, не получит депутатского одобрения, то президентской администрации и правительству придется изобретать новую технологию работы с нижней палатой. По крайней мере на это рассчитывает левое думское меньшинство... >>
  • //  22.11.2001
В Нижневартовске совершено нападение на заместителя главного редактора городской газеты «Местное время» Татьяну Мотошину. Неизвестный преступник жестоко избил женщину в подъезде дома, в котором она проживает... >>
  • //  22.11.2001
Руководитель только что созданной Российской телевизионной и радиовещательной сети (РТРС) Геннадий Скляр совершил свою первую рабочую поездку. Вчера генеральный директор РТРС провел в Хабаровске рабочее совещание с директорами десяти ключевых радиотелепередающих центров (РТПЦ) дальневосточного региона... >>
  • //  22.11.2001
Восемь человек погибли в автокатастрофе, произошедшей вчера утром в Красноярском крае... >>
  • //  22.11.2001
Отдел по борьбе с экономическими преступлениями УВД Екатеринбурга возбудил уголовное дело в отношении председателя Областной федерации профсоюзов Юрия Ильина. Главный профсоюзный лидер области обвиняется в злоупотреблении служебными полномочиями... >>
  • //  22.11.2001
Эксперты специальной комиссии Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета (МАК), расследующие причины катастрофы пассажирского самолета Ил-18, разбившегося в понедельник в Тверской области, вчера смогли расшифровать все три «черных ящика», найденных на месте трагедии... >>
  • //  22.11.2001
На продолжающемся в Махачкале суде над Салманом Радуевым и тремя его сообщниками по нападению на Кизляр зимой 1996 г. вчера продолжались допросы свидетелей и потерпевших. Кроме того, на вчерашнем заседании Салман Радуев сделал суду специальное заявление, выразив возмущение тем, как судебный процесс освещает телекомпания РТР. По его мнению, «освещение процесса в программе «Вести» и в целом телекомпанией бросает тень» на его репутацию, «напрямую унижая» его честь и достоинство... >>
  • //  22.11.2001
Столица хочет помогать с жильем только своим
Московские власти продолжают попытки сократить очередь желающих обзавестись жильем в Москве. Вчера депутаты Мосгордумы обновили «Основы жилищной политики города Москвы» -- базовый закон, по которому строятся отношения между 500 тысячами граждан, претендующих на улучшение жилищных условий, и соответствующими столичными чиновниками. Помимо изменений, устраняющих возможность двоякого толкования норм закона, в «Основах» прописаны и новые механизмы приобретения квартиры с помощью города... >>
  • //  22.11.2001
Шоссе Ростов--Баку отпугивает от Ростовской области туристов
Донские чиновники обратились к властям Южного федерального округа с просьбой оказать содействие в переименовании трассы Ростов--Баку. Администрацию области устроит любое другое название, но обязательно без упоминания имени донской столицы. Считается, что частое мелькание этой трассы в криминальных сводках с Северного Кавказа отпугивает от Ростовской области потенциальных туристов... >>
  • //  22.11.2001
В России стало меньше миллиона заключенных
Отчеты руководства Минюста перед парламентариями о ходе реформы уголовного правосудия становятся регулярными. Вчера замминистра юстиции Юрий Калинин в очередной раз выступал в Госдуме, где рассказывал о последних достижениях в деле гуманизации мест заключения. Самым главным из них в ГУИН считают преодоленный недавно принципиально важный «миллионный» рубеж... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика