N°211
16 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  16.11.2001
Жизнь после смерти
«Комната сына» вышла на московский экран

версия для печати
Когда Нанни Моретти получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой скромный фильм «Комната сына», это вызвало удивление. Объяснения предлагались различные -- от необходимости отметить заслуженного итальянского художника, неоднократно участвовавшего в каннском конкурсе, но главного приза не получавшего, до смены художественных кодов и революции в европейском кино. Теперь фильм Моретти можно увидеть в России и сделать собственные выводы.

Герой фильма -- психоаналитик, живущий в маленьком провинциальном городке. У него жена и двое детей. Жизнь складывается удачно, но скучновато. Все пациенты, лежа на психоаналитической кушетке, переживают по поводу мнимых несчастий. И вдруг судьба наносит удар в самое уязвимое место -- во время занятий подводным плаванием погибает сын героя. Мы не видим его смерти, за кадром остаются все ее обстоятельства. Но до поры до времени, потому что в какой-то момент отец будет спрашивать у продавца аквалангов о запасах воздуха в баллонах, а мать вспомнит об исцарапанных руках и сломанных ногтях мальчика.

Но важно другое. Фильм решает фантастически сложную задачу -- как показать в кино мир, не изменившийся после страшной личной катастрофы? Тот же диван, тот же стол, разве что трещины на чашке или на пепельнице становятся заметнее. Моретти-режиссер ставит эксперимент: как передать отчаяние от смерти сына, не прибегая ни к каким экстремальным средствам. Моретти-актер справляется с этой задачей старым проверенным способом: герой плачет, злится, переживает. Слов не нужно -- они лишь декларация намерений. Все, что сказано в первой части, непременно найдет свой отзвук во второй. Поучение о напрасном чувстве вины и необходимости покориться судьбе вспомнится, когда отец будет корить себя за то, что не смог отказать пациенту в помощи и отменил воскресную пробежку с сыном, а если бы он отказал, они бы побежали, и сын не уехал бы на море...

Фильм так невыразителен, что легко принимает любую трактовку. Или можно сказать по-другому: он так многозначен, что готов покориться выбору любого варианта. Что может сказать о смерти человек, для которого смерти в его обычной жизни нет места, ибо, как говорит один из его пациентов, «когда все складывается так благополучно, ненормально думать о смерти». И вот она приходит, а с ней теряют смысл все прежние привычки заполнять экзистенциальную пустоту -- и ни пациенты, ни близкие, ни друзья уже ничего не значат. До тех пор пока рана не затягивается, пока не зарастает дыра, откуда глядит ничто.

Моретти отважно и безоглядно нарушает правило «на себе не показывай». В фильме «Дорогой дневник» он играл человека, заболевшего раком. В «Комнате сына» он заглядывает в бездну отцовского отчаяния. Оторопь берет от смелости замысла, но когда смотришь фильм, острота как будто стирается. Боли нет, есть лишь знак беды, отстраненный честной констатацией факта: когда приходит смерть, в жизни ничего не меняется, кроме тебя самого. И все опять на тех же местах -- кухня, спальня, комната сына... Комната сына, куда он никогда не вернется. Нет, решительно, смерть совершенно не запланирована в нашей обычной жизни.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  16.11.2001
Лауреат премии «ТЭФИ», кино- и телережиссер из Ростова-на-Дону Кирилл Серебренников буквально ворвался в театральную жизнь столицы, поставив в Центре драматургии и режиссуры пьесу молодого автора Василия Сигарева «Пластилин». Спектакль сразу же привлек внимание прессы и был включен в программу проходящего сейчас в Москве фестиваля NET, целиком посвященного проблемам сценического воплощения современных текстов. Об этих проблемах с Кириллом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ беседует Марина ДАВЫДОВА. >>
  • //  16.11.2001
«Комната сына» вышла на московский экран
Когда Нанни Моретти получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой скромный фильм «Комната сына», это вызвало удивление. Объяснения предлагались различные -- от необходимости отметить заслуженного итальянского художника, неоднократно участвовавшего в каннском конкурсе, но главного приза не получавшего, до смены художественных кодов и революции в европейском кино. Теперь фильм Моретти можно увидеть в России и сделать собственные выводы... >>
  • //  16.11.2001
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Пырьева
Иван Александрович Пырьев был, вне сомнения, одним из самых главных советских кинематографистов -- не только прижизненным классиком, но и организатором процесса. Без него -- народного артиста СССР, обладателя трех орденов Ленина и шести государственных премий, создателя Союза кинематографистов и главы «Мосфильма» -- история отечественного кинематографа была бы неполной настолько же, как московская география без Выставки достижений народного хозяйства. Значительность его подтверждается и тем, что, в сущности, режиссеров Пырьевых было, как ни крути, несколько -- его творчество можно без труда разделить на периоды... >>
  • //  16.11.2001
Сергей и Юлия Стадлер сыграли в один вечер десять сонат Бетховена
Петербургские знаменитости -- скрипач-виртуоз Сергей Стадлер и его сестра пианистка Юлия Стадлер -- не так давно поставили эксперимент в северной столице: они сыграли за вечер все десять скрипичных сонат Бетховена, и Большой зал Филармонии был набит битком. В Москве же при предварительном обсуждении проекта все больше звучали термины тяжелой атлетики: «выдержать», «выстоять», «рывок», «толчок», «бросок» и -- ключевой! -- «выносливость». Публика знала: от нее потребуется много терпения и внимания, и далеко не все меломаны нашли силы пойти в Большой зал Консерватории, чтобы все это Стадлерам отдать. Теперь явно будут жалеть, поскольку вечер получился исторический... >>
  • //  16.11.2001
162 литератора под одной обложкой
В рассказе Честертона «Сломанная шпага» отец Браун размышляет: лист прячут в лесу, если нет леса, его сажают, а коли нужно спрятать мертвый лист, сажают мертвый лес. Логика мудрого священника позволяет ответить на вопрос: где должно спрятать поэта? Разумеется, в антологии. И чем больше будет там страниц, текстов, имен, тем надежнее укроется неповторимая личность... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика