N°211 16 ноября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Жизнь после смерти «Комната сына» вышла на московский экран
Когда Нанни Моретти получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой скромный фильм «Комната сына», это вызвало удивление. Объяснения предлагались различные -- от необходимости отметить заслуженного итальянского художника, неоднократно участвовавшего в каннском конкурсе, но главного приза не получавшего, до смены художественных кодов и революции в европейском кино. Теперь фильм Моретти можно увидеть в России и сделать собственные выводы.
Герой фильма -- психоаналитик, живущий в маленьком провинциальном городке. У него жена и двое детей. Жизнь складывается удачно, но скучновато. Все пациенты, лежа на психоаналитической кушетке, переживают по поводу мнимых несчастий. И вдруг судьба наносит удар в самое уязвимое место -- во время занятий подводным плаванием погибает сын героя. Мы не видим его смерти, за кадром остаются все ее обстоятельства. Но до поры до времени, потому что в какой-то момент отец будет спрашивать у продавца аквалангов о запасах воздуха в баллонах, а мать вспомнит об исцарапанных руках и сломанных ногтях мальчика. Но важно другое. Фильм решает фантастически сложную задачу -- как показать в кино мир, не изменившийся после страшной личной катастрофы? Тот же диван, тот же стол, разве что трещины на чашке или на пепельнице становятся заметнее. Моретти-режиссер ставит эксперимент: как передать отчаяние от смерти сына, не прибегая ни к каким экстремальным средствам. Моретти-актер справляется с этой задачей старым проверенным способом: герой плачет, злится, переживает. Слов не нужно -- они лишь декларация намерений. Все, что сказано в первой части, непременно найдет свой отзвук во второй. Поучение о напрасном чувстве вины и необходимости покориться судьбе вспомнится, когда отец будет корить себя за то, что не смог отказать пациенту в помощи и отменил воскресную пробежку с сыном, а если бы он отказал, они бы побежали, и сын не уехал бы на море... Фильм так невыразителен, что легко принимает любую трактовку. Или можно сказать по-другому: он так многозначен, что готов покориться выбору любого варианта. Что может сказать о смерти человек, для которого смерти в его обычной жизни нет места, ибо, как говорит один из его пациентов, «когда все складывается так благополучно, ненормально думать о смерти». И вот она приходит, а с ней теряют смысл все прежние привычки заполнять экзистенциальную пустоту -- и ни пациенты, ни близкие, ни друзья уже ничего не значат. До тех пор пока рана не затягивается, пока не зарастает дыра, откуда глядит ничто. Моретти отважно и безоглядно нарушает правило «на себе не показывай». В фильме «Дорогой дневник» он играл человека, заболевшего раком. В «Комнате сына» он заглядывает в бездну отцовского отчаяния. Оторопь берет от смелости замысла, но когда смотришь фильм, острота как будто стирается. Боли нет, есть лишь знак беды, отстраненный честной констатацией факта: когда приходит смерть, в жизни ничего не меняется, кроме тебя самого. И все опять на тех же местах -- кухня, спальня, комната сына... Комната сына, куда он никогда не вернется. Нет, решительно, смерть совершенно не запланирована в нашей обычной жизни.
Лауреат премии «ТЭФИ», кино- и телережиссер из Ростова-на-Дону Кирилл Серебренников буквально ворвался в театральную жизнь столицы, поставив в Центре драматургии и режиссуры пьесу молодого автора Василия Сигарева «Пластилин». Спектакль сразу же привлек внимание прессы и был включен в программу проходящего сейчас в Москве фестиваля NET, целиком посвященного проблемам сценического воплощения современных текстов. Об этих проблемах с Кириллом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ беседует Марина ДАВЫДОВА. >>
«Комната сына» вышла на московский экран Когда Нанни Моретти получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой скромный фильм «Комната сына», это вызвало удивление. Объяснения предлагались различные -- от необходимости отметить заслуженного итальянского художника, неоднократно участвовавшего в каннском конкурсе, но главного приза не получавшего, до смены художественных кодов и революции в европейском кино. Теперь фильм Моретти можно увидеть в России и сделать собственные выводы... >>
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Пырьева Иван Александрович Пырьев был, вне сомнения, одним из самых главных советских кинематографистов -- не только прижизненным классиком, но и организатором процесса. Без него -- народного артиста СССР, обладателя трех орденов Ленина и шести государственных премий, создателя Союза кинематографистов и главы «Мосфильма» -- история отечественного кинематографа была бы неполной настолько же, как московская география без Выставки достижений народного хозяйства. Значительность его подтверждается и тем, что, в сущности, режиссеров Пырьевых было, как ни крути, несколько -- его творчество можно без труда разделить на периоды... >>
Сергей и Юлия Стадлер сыграли в один вечер десять сонат Бетховена Петербургские знаменитости -- скрипач-виртуоз Сергей Стадлер и его сестра пианистка Юлия Стадлер -- не так давно поставили эксперимент в северной столице: они сыграли за вечер все десять скрипичных сонат Бетховена, и Большой зал Филармонии был набит битком. В Москве же при предварительном обсуждении проекта все больше звучали термины тяжелой атлетики: «выдержать», «выстоять», «рывок», «толчок», «бросок» и -- ключевой! -- «выносливость». Публика знала: от нее потребуется много терпения и внимания, и далеко не все меломаны нашли силы пойти в Большой зал Консерватории, чтобы все это Стадлерам отдать. Теперь явно будут жалеть, поскольку вечер получился исторический... >>
162 литератора под одной обложкой В рассказе Честертона «Сломанная шпага» отец Браун размышляет: лист прячут в лесу, если нет леса, его сажают, а коли нужно спрятать мертвый лист, сажают мертвый лес. Логика мудрого священника позволяет ответить на вопрос: где должно спрятать поэта? Разумеется, в антологии. И чем больше будет там страниц, текстов, имен, тем надежнее укроется неповторимая личность... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|