N°211 16 ноября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Кирилл Серебренников: «Здесь и сейчас, а не там и тогда»
Лауреат премии «ТЭФИ», кино- и телережиссер из Ростова-на-Дону Кирилл Серебренников буквально ворвался в театральную жизнь столицы, поставив в Центре драматургии и режиссуры пьесу молодого автора Василия Сигарева «Пластилин». Спектакль сразу же привлек внимание прессы и был включен в программу проходящего сейчас в Москве фестиваля NET, целиком посвященного проблемам сценического воплощения современных текстов. Об этих проблемах с Кириллом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ беседует Марина ДАВЫДОВА.
-- В одном из наших разговоров ты обмолвился, что время классической драматургии прошло. Можно как-то пояснить этот тезис? -- Это, разумеется, моя личная история. Глупо призывать всех: давайте не ставить классику. Но для меня абсолютно ясно, что сейчас восприятие театрального спектакля, да и вообще восприятие мира, принципиально меняется. Мы имеем дело со зрителями эпохи компьютеров, Интернета, клиповой культуры. У них другое сознание. Оно не линейное, но сразу охватывает целое поле смыслов. А ведь еще десять лет назад все было иначе. Я как-то разговаривал с прекрасным питерским педагогом Анатолием Свидерским. Он говорит: «Я не знаю, как нынешних студентов актерского факультета учить. Методология терпит крах. У них даже ассоциативные связи выстроены не так, как прежде. И прежний метод «петелька-крючочек» уже не работает». -- Я думаю, а что же вырастет из моего сына, который уже в восемь месяцев не отрываясь смотрит рекламу. -- Вот видишь, ты восклицаешь: «Что же вырастет!» То есть как-то это оцениваешь. Но это не хуже и не лучше, чем было. Просто по-другому. Современный зритель способен к поглощению большого объема информации. Что же тут плохого? Просто современный текст должен быть иначе устроен. Но главное -- его должно быть гораздо меньше. У нас очень болтливый театр. -- У нас в России? -- Вообще. Хотя Европу я плохо знаю. Но думаю, у нас болтливее. Русская культура вообще реализует себя в первую очередь через слово. Вот сидят люди на сцене и говорят, говорят... У меня иногда такое ощущение, что наши артисты умеют играть только гортанью. Не плечами, не руками, не ногами... Современный текст должен сформировать современного актера. -- Я пытаюсь вспомнить, спектакли каких режиссеров казались мне адекватными современности. И на ум приходят Кристоф Марталер, Саша Вальц, Жозеф Надж. Обращаю внимание, что обычно они работают вообще без текста. Или, как в случае с Марталером, делают авторские спектакли на основе собственных текстов. Так может вообще делать что-то свое, авторское? -- Я не готов еще совсем отказаться от слова. Я скорее ищу новое качество слова. Когда много текста, это меня удручает, но когда его совсем нет, это тоже не для меня. -- Но современные тексты, написанные для сцены, по-моему, в такой же степени не привязаны к реальности, как и современный театр. К тому же, на мой взгляд, они не очень хороши. -- В том-то и дело, что они совершенно по-другому устроены. Они не материал для спектакля, а повод. Вот, например, «Пластилин» Василия Сигарева. Понимаешь, когда мы выкинули из пьесы все ремарки, то там осталось: «бля... ага... угу... отсоси...» и несколько симпатичных диалогов, к главному герою отношения не имеющих. А как это делать? Вот тут все и началось. Надо было придумывать спектакль по этому поводу. Я знаю, что сейчас во МХАТе собираются ставить пьесу очень популярных нынче братьев Пресняковых «Европа--Азия», и будут читать все ремарки. Это самый банальный и совершенно не продуктивный ход. -- А тебе не кажется, что обилие ремарок в современных пьесах лишний раз доказывает, что их авторы по-настоящему не владеют драматическим жанром? -- А почему драматический жанр -- это обязательно диалог? Они пишут картинку. -- Но ты-то не будешь следовать этой картинке. Ты свою придумаешь. -- Придумаю. И что? Почему все боятся современной драматургии? Потому что ее надо придумывать. Нужно не ставить текст, а сочинять спектакль. Есть такое важное слово «интерпретация». Вот «Чайку» можно интерпретировать. За ней есть шлейф сценической традиции (в этом месте все кричали, а я буду шептать). А у «Пластилина» -- нет. Его надо слепить -- во всех смыслах слова. -- Я бы сказала, что нужно компенсировать то, что недодает текст. -- В том-то и дело. За современную пьесу нельзя спрятаться. Она не вывезет. И сразу становится понятно, кто какой артист. Вот крикни сейчас, что нужна актриса на роль Нины Заречной. И выстроится толпа. А чтобы сыграть современную девочку из детдома, надо не только историю театра и литературы знать, но и жизнь. Надо обладать кучей качеств, которые забыты. Многие, даже считающиеся хорошими, артисты эту драматургию не умеют играть. Она их не обслуживает. Заметь, что практически все современные драматурги -- это провинциалы, которые знают что-то про обычных людей. Ведь настоящих трагедий в среде пьющих слесарей больше, чем у кандидатов наук. А шекспировские страсти больше идут армянскому сапожнику из Нахичевани, чем интеллигенту из Москвы. -- Попытаемся сформулировать это в сжатой форме: ты предпочтешь взять пьесу про полковника и сделать из нее «Макбета» современной сцены, а не интерпретировать «Макбета» как пьесу про полковника афганской войны. Не Медея будет Клавдией Ивановной. А Клавдия Ивановна Медеей. -- Да. Это круче, это достанет, это пробьет. Это про меня, моим языком и с помощью приемов, которые на меня воздействуют. Это театр здесь и сейчас, а не там и тогда. -- Ты добился славы, работая на ТВ... -- Да какая там слава. Я получил «ТЭФИ» за документальное неигровое кино, которое мало кто видел. И я считаю для себя эту премию просто авансом. Равно как и «Пластилин», который стал моей первой постановкой в Москве, но на самом деле это мой 25-й спектакль. И когда меня называют молодым режиссером, мне смешно, потому что просто так получилось, что других моих работ никто не видел. -- Замечательно, что ты все это рассказал, но смысл моего вопроса был в другом. Тебе не кажется, что твоя идея соответствия реальности легче реализуется на поле кино и телевидения. Почему тебя по-прежнему тянет в театр? -- А есть ощущение непаханности поля. Кино ведь почти всегда основывалось на современных текстах. Крайне редко это экранизации. И еще реже они бывают удачными. Вот меня и тянет в театр. Много чего можно сделать. -- Но ты согласен, что в современной российской драматургии нет фигур, сопоставимых со столпами современной западной драматургии -- Кольтесом или Ботто Штраусом? Жалкая у нас драматургия. -- Так ведь и не будет ничего на пустом месте. Это вопрос пути, процесса. Вопрос времени. Эта история только начинается.
Лауреат премии «ТЭФИ», кино- и телережиссер из Ростова-на-Дону Кирилл Серебренников буквально ворвался в театральную жизнь столицы, поставив в Центре драматургии и режиссуры пьесу молодого автора Василия Сигарева «Пластилин». Спектакль сразу же привлек внимание прессы и был включен в программу проходящего сейчас в Москве фестиваля NET, целиком посвященного проблемам сценического воплощения современных текстов. Об этих проблемах с Кириллом СЕРЕБРЕННИКОВЫМ беседует Марина ДАВЫДОВА. >>
«Комната сына» вышла на московский экран Когда Нанни Моретти получил «Золотую пальмовую ветвь» за свой скромный фильм «Комната сына», это вызвало удивление. Объяснения предлагались различные -- от необходимости отметить заслуженного итальянского художника, неоднократно участвовавшего в каннском конкурсе, но главного приза не получавшего, до смены художественных кодов и революции в европейском кино. Теперь фильм Моретти можно увидеть в России и сделать собственные выводы... >>
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Ивана Пырьева Иван Александрович Пырьев был, вне сомнения, одним из самых главных советских кинематографистов -- не только прижизненным классиком, но и организатором процесса. Без него -- народного артиста СССР, обладателя трех орденов Ленина и шести государственных премий, создателя Союза кинематографистов и главы «Мосфильма» -- история отечественного кинематографа была бы неполной настолько же, как московская география без Выставки достижений народного хозяйства. Значительность его подтверждается и тем, что, в сущности, режиссеров Пырьевых было, как ни крути, несколько -- его творчество можно без труда разделить на периоды... >>
Сергей и Юлия Стадлер сыграли в один вечер десять сонат Бетховена Петербургские знаменитости -- скрипач-виртуоз Сергей Стадлер и его сестра пианистка Юлия Стадлер -- не так давно поставили эксперимент в северной столице: они сыграли за вечер все десять скрипичных сонат Бетховена, и Большой зал Филармонии был набит битком. В Москве же при предварительном обсуждении проекта все больше звучали термины тяжелой атлетики: «выдержать», «выстоять», «рывок», «толчок», «бросок» и -- ключевой! -- «выносливость». Публика знала: от нее потребуется много терпения и внимания, и далеко не все меломаны нашли силы пойти в Большой зал Консерватории, чтобы все это Стадлерам отдать. Теперь явно будут жалеть, поскольку вечер получился исторический... >>
162 литератора под одной обложкой В рассказе Честертона «Сломанная шпага» отец Браун размышляет: лист прячут в лесу, если нет леса, его сажают, а коли нужно спрятать мертвый лист, сажают мертвый лес. Логика мудрого священника позволяет ответить на вопрос: где должно спрятать поэта? Разумеется, в антологии. И чем больше будет там страниц, текстов, имен, тем надежнее укроется неповторимая личность... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|