N°204
05 ноября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  • //  05.11.2001
Класс в Большом
Уроки балетной тактики Москве давала труппа Мариинки

версия для печати
«Спящая красавица» -- реконструированный Сергеем Вихаревым спектакль Мариуса Петипа 1890 года -- привезен в Москву «Золотой маской» (в рамках «взаимных гастролей» Мариинки и Большого театра) спустя два года после премьеры и исполнен артистами не самым лучшим образом. Тем не менее эти два дня останутся в балетной истории Москвы наравне с гастролями трупп «Гранд-Опера» или New York City Ballet. Потому что при появлении на горизонте эверестной махины «Спящей» московский балетный пейзаж на два дня обрел законченность и перспективу. А значит, любой готовящийся к походу за славой полководец-худрук (и его репертуарное управление) смог четко представить себе возможные пути на генеральном направлении наступления -- во взаимоотношениях с классическими балетными текстами.

Маршрутов оказалось четыре. Первый -- незатейливо-коммерческий, южноазиатский, появившийся лет пятнадцать назад. Под скромные возможности своих трупп и невеликие запросы китайских импресарио тексты подгоняют сейчас и Гедиминас Таранда в Имперском Русском балете, и Андрей Петров в балете Кремлевском.

Второй -- идеологически обеспеченный, родной советский -- «усложнение» классики. Подразумевалось, что недостаточная техника артистов (прежде всего мужчин) просто не позволяла хореографам XIX века сочинять виртуозные вариации. Редактированием отечественные постановщики занимались весь двадцатый век, занимаются и сейчас, и порой вполне успешно. (Последней такой постановкой стала весенняя премьера «Тщетной предосторожности» в Музыкальном театре.)

Третий путь, западный -- стилизация и тонкая игра с текстом -- совсем нов для России, первым и пока последним удачным опытом стала «Дочь фараона» в Большом.

И наконец, четвертый путь, открытый Вихаревым, -- полная реконструкция. Этот маршрут просчитан и продуман не раз. В «экономической основе» -- необходимость эксклюзивных постановок для Мариинки (прежний худрук балета Олег Виноградов позволил растиражировать шедшие спектакли по миру), а среди соображений практических (не афишируемых, но очевидных) -- отсутствие в труппе танцовщиков-виртуозов, способных воспроизвести более «поздние» тексты. (Игорь Зеленский, станцевавший принца Дезире -- из тех исключений, что лишь подчеркивают правило.) Так что реконструкционный проект делался не романтиками, а практиками. Потому так поражает художественный результат.

Пускай на московских гастролях феи Пролога деревенели под «протокольными» взглядами из партера, а в сцене дриад не заладились туры у Дианы Вишневой, в первом и третьем актах являвшей чудеса точности и артистизма. Пусть Голубая Птица (Василий Щербаков) хлопала себя руками по бокам, как петух на детском утреннике (зато антраша были приличны). Все это не нарушало общего хода спектакля, потому что несопоставимо с масштабом всей «Спящей».

В спектакле всего много и все огромно. Кропотливо восстановлены интерьеры и фонтанные парки. (После них декорационный ригоризм шестидесятых кажется просто бедностью фантазии.) Для нее были сшиты сотни костюмов, тщательно воспроизведенных по эскизам Ивана Всеволжского, директора императорских театров, задумавшего «Спящую» и заказавшего ее Чайковскому и Петипа. Возвращен двойной кордебалет и множество персонажей. И вся эта роскошь -- декорационная и хореографическая -- оказалась не музейной, но живой.

Фрейлины и придворные были своими в этих фантастической красоты залах. Никто не казался ряженым -- Мариинка блестяще освоила жесты со старинных фотографий. (Дарья Павленко -- Фея Сирени -- была просто «открыточной», на радость балетоманам.) И своими были звезды, венчавшие сложную иерархическую структуру балета, -- Диана Вишнева и Игорь Зеленский.

Балет Мариинки дал Москве несколько важных уроков. Во-первых, урок презрения к клаке -- на спектаклях не было ни одного платного кричальщика, и аплодисменты доставались тем, кто выступил действительно удачно. Во-вторых, умение рассчитывать собственные силы (то есть Большому, где проблемы с балеринами, а не с танцовщиками, нужно и репертуар искать именно для танцовщиков). И в-третьих, урок репетиционной работы -- и это из серии «учебы на чужих ошибках», ибо «Спящая» сверкнула бы в пять раз ярче, если бы для репетиций на новой -- покатой -- сцене было отведено не полдня, а хотя бы дня три. Как московские худруки усвоят эти уроки и захотят ли они их получить, мы увидим в премьерах будущего сезона.
Анна ГОРДЕЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  05.11.2001
«Доктор Живаго» Бориса Пастернака в Театре на Таганке
За последние годы Юрий Любимов пересказал своими словами немало выдающихся произведений мировой литературы: хроники Шекспира, «Евгения Онегина» Пушкина, «В круге первом» Солженицына, «Театральный роман» Булгакова. Он нарезал их на мелкие кусочки, составлял кусочки в композиции и делал на основе этих композиций музыкальные притчи и капустники. Очень похожие друг на друга. Все это невольно заставляло вспомнить анекдот, герой которого, какие запчасти ему в руки ни дай, все равно пулемет собирал... >>
  • //  05.11.2001
БСО держит форму и в отсутствие Владимира Федосеева
В умах московской публики медленно утверждается одна из традиций западного филармонического мира: ходить не только на звездные имена, но и на «торговые марки», то есть успешно и стабильно работающие оркестры. Если в европейской афише указан Берлинский или Нью-йоркский оркестр, это само по себе повод для интереса и аншлага -- такова привычка. Причем вне зависимости от того, кто стоит за пультом. Эту игру по западным правилам -- в стране, где принято любить только звезд, а к их подчиненным относиться, как к крепостным, -- начал Большой симфонический оркестр имени Чайковского... >>
  • //  05.11.2001
Уроки балетной тактики Москве давала труппа Мариинки
«Спящая красавица» -- реконструированный Сергеем Вихаревым спектакль Мариуса Петипа 1890 года -- привезен в Москву «Золотой маской» (в рамках «взаимных гастролей» Мариинки и Большого театра) спустя два года после премьеры и исполнен артистами не самым лучшим образом. Тем не менее эти два дня останутся в балетной истории Москвы наравне с гастролями трупп «Гранд-Опера» или New York City Ballet, потому что при появлении на горизонте эверестной махины «Спящей» московский балетный пейзаж на два дня обрел законченность и перспективу... >>
  • //  05.11.2001
Была у «Союза правых сил» и Даниила Дондурея, главного редактора журнала «Искусство кино», мечта. Называлась она «нормальная жизнь в нормальной стране». Именно под таким девизом был проведен конкурс сценариев, идеологически обеспеченный Дондуреем и профинансированный СПС... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика