N°195
23 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  23.10.2001
Радужный спектр тишины
Сегодня в Большом зале Консерватории открывается Фестиваль музыки Софии Губайдуллиной

версия для печати
Фестиваль, который сама София Губайдуллина не без лукавства называет «тихим заключительным аккордом» своей композиторской карьеры, посвящен ее семидесятилетию. Новых, прежде не звучавших в Москве, вещей в программе не так уж много. По сути, представлено «собрание сочинений», скорее даже однотомник, чьи страницы будут в течение недели раскрываться в концертных залах Москвы и Казани.

Новое -- и, как всегда, немного вызывающее -- это концерт для японских национальных инструментов с оркестром, сочиненный по соответствующему заказу и играемый только японцами, поскольку европейцам трудно совладать со странным звуковым орудием по имени «кото». Новое -- открывающее фестиваль мрачное и пышное звуковое зрелище на евангельский сюжет, «Страсти по Иоанну». Обе новации подтверждают очевидный факт: Губайдуллина -- живой классик. Все, что она пишет в последние годы, после переезда в Германию, автоматически попадает в историю. Легко минуя сферу, что характеризуется словами «привыкнуть», «распробовать», «почувствовать», «вслушаться»... Просвещенной публике этого не надо, она уже в Губайдуллину вслушалась и принимает все опыты классика как должное.

А что было известно о Софии Асгатовне Губайдуллиной лет двадцать назад, когда сочинялись именно те вещи, что составили ее мировую славу и создали неповторимый имидж? На взгляд коллег -- членов советского композиторского союза, удачно продававших Минкульту оратории, кантаты и «увертюры на русские темы», -- она была примером не сложившейся карьеры. «Против шерсти» было все: упорство, с каким она работала «в стол», отказ от усилий по «пробиванию» своей музыки, длительные «творческие простои», нежелание «по-шестидесятнически» тратить себя на общественную жизнь и заниматься чем-то, кроме музыки. Но и это еще не все. Добавим категорически неприемлемый для «многонационального искусства» способ обращаться с этническими веяниями, уловленными в азиатской, средиземноморской и дальневосточной культурах. Нет, помилуйте, везде же золотыми буквами: «Создает музыку народ, а мы, композиторы, лишь ее аранжируем» (М.И. Глинка) -- а тут что? Убеждение: музыку создает тишина, а не толпа. И умение вытащить из этой тишины говорящие природные шумы, отзвуки, вздохи и прочие предельно тонкие нити звучащей материи. Об этом Губайдуллина тогда скорее молчала, чем говорила: но молча, при выключенном телефоне и зашторенных окнах, продолжала писать, не обращая никакого внимания на «социалистический реализм». Вместо бодрых «песен народностей» -- какие-то шаманские заклинания, вместо реалистического подхода к мелодии как «душе музыки» (П.И Чайковский, тоже везде записано золотом) -- какой-то ребус, осложненный склонностью к христианской мистике. Весьма многие работы Губайдуллиной адресуют нас к чувствам человека, прибитого гвоздями к деревяшке и висящего под прямыми солнечными лучами наедине со своими последними видениями.

Результат: серьезные сочинения попадают в концертные залы примерно раз в десять лет (по «процентной норме» многонационального искусства). Остается кино, где при очередной ночной записи звука на «Мосфильме» можно все же получить доступ к музыкантам и хоть что-то услышать из того, что лежит в столе. Достаточно просто послушать, не глядя на экран, предельно насыщенные звуковые дорожки к мультику «Маугли» или фильму «Чучело» (две самые известные киноработы Губайдуллиной), чтобы поразиться: как все это тогда разрешили? Кто проморгал такой высокопробный авангард?

Может, и помогала эта «ситуация» создавать новую звуковую реальность, но оттого не становилась менее беспросветной. Есть у Губайдуллиной сочинение, где все эти коллизии, переходящие в баталии, точно описаны без всяких слов -- нотами. В концерте для фагота и низких струнных (1975) четыре виолончели и три контрабаса предпринимают пять попыток (пять частей опуса) разорвать солиста на части. Они орут, топчут фагот и больно бьют его по всем чувствительным местам. Фагот то высоким голосом отшучивается, то низким пытается говорить свое, урезонивать нападающих, то уходит в мистику и выдувает удивительные по прозрачности «мыльные пузыри» тихих аккордов, не реагируя на требования агрессоров. Финал -- чаплинский уход грустного клоуна, за которым остальные инструменты в бешенстве захлопывают дверь. Так выглядят отношения художника и общества в представлении Губайдуллиной. Литературная программа этой музыке не нужна -- настолько все здесь зримо и психологически точно.

В итоге грустный клоун тихо ушел. Получив Госпремию России (1992). Уже имея тихую, но стремительно растущую славу на Западе. Течение этнической музыки, отменившее в конце ХХ века многие догмы классических искусств, нашло в композиторе уникального посредника между Востоком и Западом. Губайдуллину научились понимать не только дипломированные искусствоведы, но и тот «простой западный слушатель», что усвоил правила игры в «звуковые миры без границ».

И тут встали точно на свои, как будто кем-то расчищенные и подготовленные, места и невероятные приемы извлечения звука (вроде игры швейными наперстками на виолончели), и завороженная тишина, из которой выходят то размеренные ритмы древнего ритуала, то конфликты и перебранки оркестровых инструментов. Начались заказы, премии и премьеры с мощным резонансом. Начались подражания стилю, копировать который просто невозможно: у Губайдуллиной ни одна значимая деталь не повторяется.

Сегодняшняя Губайдуллина -- классический пример музыканта-затворника. Виолончелист Владимир Тонха, один из немногих доверенных лиц Губайдуллиной, так характеризует суть ее работы: «это раскрытие тайны звука как тайны человеческой души». Вообще слово «тайна» как нельзя лучше подходит к музыке Губайдуллиной. Тайна времени, которое медленно протекает сквозь пальцы. Тайна инструментальных голосов и немоты инструментов, обретающих голос как бы в первый раз. Тайна самого явления, которое называется звуком и которое необъяснимым образом действует на человека: никакие исследования по акустике и теории колебаний тут не помогут, нужно композиторское исследование... Именно им Губайдуллина и занимается всю жизнь. Ее музыка -- то, что можно при большом желании расслышать в тишине. Вернее, в том тихом спектре звуков, который люди принимают за тишину. Сделать эти звуки музыкальным произведением, все равно что разглядеть радугу в обычном дневном свете.
Артем ВАРГАФТИК

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.10.2001
Сегодня в Большом зале Консерватории открывается Фестиваль музыки Софии Губайдуллиной
Фестиваль, который сама София Губайдуллина не без лукавства называет «тихим заключительным аккордом» своей композиторской карьеры, посвящен ее семидесятилетию. Новых, прежде не звучавших в Москве, вещей в программе не так уж много. По сути, представлено «собрание сочинений», скорее даже однотомник, чьи страницы будут в течение недели раскрываться в концертных залах Москвы и Казани... >>
  • //  23.10.2001
Новые журналы: «Знамя», «Новый мир»... >>
  • //  23.10.2001
В Москве проходит IV съезд Союза театральных деятелей
Съезду, на котором из присутствующих двух сотен депутатов оказался лишь один человек моложе тридцати и 14 моложе сорока лет, предстоит решить два основных вопроса -- выбрать председателя (в настоящий момент союз возглавляет Александр Калягин, и он собирается переизбираться на второй срок) и принять новый устав (старый не соответствует изменившейся законодательной базе). Вопросы эти, казалось, рутинные. Между тем уже к середине первого дня обстановка в зале начала накаляться. Что, безусловно, свидетельствует о возросшей политической и юридической грамотности делегатов... >>
  • //  23.10.2001
В «Доме» завершился «голосовой» фестиваль
Третий год в культурном центре «Дом» проходит фестиваль, посвященный голосу во всех его проявлениях -- от фольклорного пения до атонального хрипа. Нынешний -- «Глубокая глотка, или Опасные связки III» открыл человек, от музыки далекий, -- поэт Дмитрий Александрович Пригов, озвучивший перформанс художника Гриши Брускина. Пригов чистосердечно признался: «Я не обладаю ни певческим голосом, ни музыкальным слухом, ни специальным образованием. Единственное, что у меня есть, -- это глубокая глотка». Пожалуй, поэт -- единственный участник фестиваля, достойный такой характеристики... >>
  • //  23.10.2001
«Дар» Сэма Рэйми в кино и на видеокассетах
Для начала успокоим трепетных набокофилов: никакого отношения к роману Набокова этот «Дар» не имеет, и подлая расправа, которая не так давно была учинена в кино над Александром Ивановичем Лужиным, Федору Годунову-Чердынцеву пока не угрожает. Речь в мистическом триллере Сэма Рейми о совсем другом даре -- хотя, бог его знает, может быть, и о том же самом, но проявляющемся по-другому... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика