N°193
19 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  19.10.2001
Очень важное кино
Фильм «Джиперс-криперс» на экранах Москвы

версия для печати
В российский прокат фильм Виктора Сальвы вышел под оригинальным названием. Это логично, ведь перевести его адекватно все равно вряд ли получится. В песенке-первоисточнике, из которой и почерпнута строчка jeepers creepers, сие выражение означает нечто вроде «Ух-ты! Ах-ты!» -- а на фильм ужасов с таким названием не пойдет даже распоследний маньяк. К тому же выражение jeepers creepers весьма адекватно чувствует себя в пределах любой языковой среды. В нем есть что-то царапающее и цепляющее, что-то от бормашины, которую заклинило в полости рта; от веселого клацанья маникюрных ножниц, отхватывающих палец вместе с заусенцами; от неутомимых щелчков канцелярского степлера, схватывающего железными скрепками человеческую кожу. Идеальное название для фильма подобного сорта.

И начинается все не менее идеально: с обманчиво мирного проезда автомобиля по проселочной дороге. Брат и сестра возвращаются из колледжа на каникулы и периферийным зрением улавливают, что на обочине, где чернеет церковь без крестов и копошится странный субъект в широкополой шляпе и плаще до пят, творится что-то нехорошее. Предчувствие их не обмануло. И церковный подвал оказался под завязку набит «мертвыми трупами покойников», и черный человек, привлекший их внимание, окажется не человеком вовсе, а порождением преисподней, выбирающимся на свет божий каждую двадцать третью весну и в течение двадцати трех же дней утоляющим свою кровавую жажду за счет местных жителей и случайных туристов. Аборигены знают об этом, но... В неоднократно описанном Стивеном Кингом городке Дерри, штат Мэн, и во многих других ему подобных городках странности такого рода именуют историей родного края. Стараются помалкивать и не будят лихо, пока оно сыто.

Как ни крути, а первая половина (а то и две трети) фильма безупречна настолько, насколько это вообще возможно. Редко кому в последнее время удавалось нагнать такой страх при свете дня. В этом плане начало «Джиперс-криперс» может на равных встать даже с эталонной «Резней бензопилой в Техасе» Тоба Хупера, который тоже не стал в свое время искать черную кошку в темной комнате и показал все то, что хотел показать, при естественном, так сказать, освещении. И оказывается, что даже такая хрестоматийная сцена, как дуэль двух автомобилей, может до сих пор впрыснуть адреналина и обеспечить добрую порцию мурашек по коже. Когда же на экран опускается ночь, все как-то сдувается -- не до конца, но (что не менее обидно) до какого-то среднеарифметического страха. Главная претензия к фильму, высказанная уже не раз, состоит в том, что монстра ближе к финалу все-таки показывают во всей красе. Потустороннее напряжение от этого, понятное дело, начисто испаряется -- вместо чего-то неописуемого и невыразимого с экрана скалится вполне однозначный пупырчатый упырь, более всего напоминающий Джинна из «Повелителя желаний» или кого-нибудь из «ночного племени», воспетого Клайвом Баркером. Но даже монстр не портит картину в целом -- все равно страшно. Фильм Сальвы остается примером фильма, который хорош уже только потому, что он есть. Этакий «озорной привет из застойных лет», неожиданно пришедшийся по сердцу многим, кто устал от бесконечных «Криков» и помнит, что самое интересное в жанре происходило задолго до «прошлого лета», когда кто-то там что-то натворил. Нынешним тинейджерам, для которых даже «Кошмар на улице Вязов» уже является непонятным «папиным кино», наверняка будет скучно и на «Джиперс-криперс». Они будут гоготать и вертеться -- ну и ладно. В конце концов, к их услугам всегда найдутся братья Уэйансы, в своем «Очень страшном кино» превратившие жанр хоррора в плацдарм для желудочно-кишечных гэгов. Пусть себе веселятся. А когда отхохочут свое -- в двадцать третью весну на их тщедушные плечи лягут когтистые лапы. И разорвут на куски.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ

  КУЛЬТУРА  
  • //  19.10.2001
Недавно во Вроцлаве закончился I Международный театральный фестиваль «Диалог», на который пожаловали сразу два гиганта современного театра -- швейцарец Кристоф Марталер со спектаклем «Специалисты» и гражданин мира Роберт Уилсон, показавший свою недавнюю постановку «Войцек». На малопрестижные форумы такие звезды обычно не приезжают, а какой может быть престиж у фестиваля, проводимого впервые. Оказывается, может... Своими впечатлениями о вроцлавском начинании делится наш корреспондент Марина ДАВЫДОВА. >>
  • //  19.10.2001
Роман Юрия Давыдова издан «Вагриусом»
О «Бестселлере» Юрия Давыдова на наших страницах речь заходила уже трижды. Немало писали о романе, особенно в премиальном контексте, и другие СМИ. Кажется, все слова сказаны. Но стоит лишь взять в руки книгу, ныне выпущенную «Вагриусом», как испытываешь неодолимое искушение немедленно «нырнуть» в клокочущий, солоноватый, бодрящий поток давыдовской прозы. А вернувшись, столь же остро ощущаешь потребность снова говорить о Давыдове и его романе... >>
  • //  19.10.2001
В среду в Лондоне был объявлен обладатель британской литературной премии Букера этого года; им стал 58-летний австралийский писатель Питер Кэри за роман «Подлинная история банды Келли». Это уже второй Букер австралийца... >>
  • //  19.10.2001
«Форсаж» вышел в столичный прокат
Бывает, случается раз в десятилетие: соберет, скажем, «Криминальное чтиво» сто миллионов долларов в прокате, и вот уже армия интеллектуалов, торжествующе потирая руки, заводит долгие разговоры о синтезе развлекательного и авторского начала, о том, что даже неискушенная публика может распознать шедевр, а нестандартное кино может и должно приносить прибыль. Так вот, господа интеллектуалы, дудки вам. Не будет никакого синтеза коммерческого и интеллектуального кинематографа. Во всяком случае, в Америке. Во всяком случае, до тех пор, пока рекорды кассовых сборов бьет такой мусор, как «Форсаж» Роба Коэна... >>
  • //  19.10.2001
Фильм «Джиперс-криперс» на экранах Москвы
В российский прокат фильм Виктора Сальвы вышел под оригинальным названием. Это логично, ведь перевести его адекватно все равно вряд ли получится. В песенке-первоисточнике, из которой и почерпнута строчка jeepers creepers, сие выражение означает нечто вроде «Ух-ты! Ах-ты!» -- а на фильм ужасов с таким названием не пойдет даже распоследний маньяк... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика