N°181
03 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  03.10.2001
Разговорчики
Слово предоставляется Дмитрию Александровичу Пригову

версия для печати
Представлять поэта и современного художника Дмитрия Пригова незачем: не потому, что все знают, а потому, что знают все, кому надо, а кому не надо -- лучше не забивать себе голову. Число его читателей и почитателей примерно равно числу написанных им стихотворений (пару лет назад последнее перевалило за 10 тысяч): продвинутая столичная публика да несколько десятков славистов. Для них и вышла книжка «Говорит Дмитрий Александрович Пригов» (Москва, «О. Г. И.», 2001), представляющая собой намеренно не приглаженную стенограмму долгих бесед поэта с Ириной Балабановой.

«Вся литературная публика до сих пор принимает их (приговские стихи. -- Ред.) как такие шутки, -- жалуется Пригов, -- ну, милицанер, ну, Рейган. А че, смешно». Действительно, было смешно, а кое-что смешно и до сих пор. Но Пригов озабочен другим: «дискурсы», «цитации», «постмодернизм». Всяк художник себя объяснить должен, как он, например.

«Дикая нечеловеческая интенсивность», свойственная самой раскрученной фигуре московского концептуализма, вызывает уже не любопытство, но уважение. Вот и книжечка получилась не то чтоб интересная, но какая-то внушительная, несмотря на мягкую обложку. Ценность ее -- не в рассказах о среде альтернативного искусства второй половины 70-х -- середины 80-х. Как раз всяческих забавных историй, примет времени, баек и тому подобной чепухи в ней почти нет. Страницы о непонятливых литературных критиках и современных голливудских фильмах тоже можно смело пропускать. Даже рассказы о работе на ЗИЛе и исключении из Строгановки с последующим восстановлением по велению партначальства не стали поводом для красочной буффонады. Зато во всем чувствуется усилие самого высказывания, которое расскажет нам о закате советской эпохи больше, чем смачные подробности.

Концептуальное искусство в его российском варианте укладывается в триаду: разговор -- язык -- пустота. Для Пригова и его круга художников, литераторов, философов (Лев Рубинштейн, Борис Орлов, Эрик Булатов, Борис Гройс и другие) разговор стал усилием дифференциации, позволившей им выйти за пределы противостояния советского и антисоветского искусства. Разработанный в процессе этого многолетнего разговора язык стал своего рода стеклянным куполом (наподобие тех, что в фантастических романах устанавливали над городами будущего), который позволил хоть как-то уравнять давление внутри своего круга с давлением извне. Опыт создания, конструирования такого языка научил их не относиться к высказыванию, в том числе и своему собственному, слишком серьезно. А метафизическая пустота, проглядывавшая за линялыми декорациями усталой позднесоветской эпохи, дала основание Борису Гройсу назвать московский концептуализм романтическим -- не сводящимся к языковому релятивизму.

Вот эта пустота в разговорах Пригова -- главное. Он не рассказывает о себе -- он продолжает когда-то начатую титаническую работу заклинания окружающей действительности. Вопреки постмодернистским максимам мы присутствуем не при смерти автора, а при его мучительных родах, в процессе которых сам же он и выполняет функции повивальной бабки.

Правда, разговоры уже не те. Все эти «дискурсы» и «цитации» звучат в устах Пригова довольно забавно. Да и сам он жалуется на отсутствие собеседников (с Балабановой, впрочем, ему повезло). Отличие между разговорами тогдашними и теперешними он прекрасно понимает и блистательно формулирует: «Тогда разговоры носили другой характер, потому что это было единственное место, где можно было все обсудить. Поэтому невозможно было, их не договорив, убежать». Сейчас возможно. Но с таким собеседником -- не стоит.
Алексей МЕДВЕДЕВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.10.2001
В московский прокат выходит главный хит этого года -- фильм «Пианистка»
В своем предыдущем фильме «Забавные игры» один из самых интересных европейских режиссеров австриец Михаэль Ханеке исследовал проблему насилия. Смотреть картину было почти невозможно, хотя никаких особо жестоких зверств на экране не показывали -- серия убийств, совершаемых любезными молодыми людьми без всяких очевидных мотивировок, впечатляла посильнее потоков крови, к которым, надо признаться, зрители уже привыкли. В новом фильме, покорившем в этом году Каннский фестиваль, к зрителю относятся гораздо милосерднее... >>
  • //  03.10.2001
Слово предоставляется Дмитрию Александровичу Пригову
Представлять поэта и современного художника Дмитрия Пригова незачем: не потому, что все знают, а потому, что знают все, кому надо, а кому не надо -- лучше не забивать себе голову... >>
  • //  03.10.2001
Юрий Погребничко поставил спектакль по произведениям Достоевского и Володина
Тем, кто не видел других постановок Погребничко, соседство русского классика и советского драматурга в рамках одного спектакля может показаться чрезвычайно странным. Тем, кто видел, покажется едва ли не само собой разумеющимся. Разглядеть за сюжетами классической литературы реалии советской истории, а за историями из советской жизни очертания классических сюжетов -- фирменный прием этого режиссера, который нередко пытаются использовать другие, но который в сознании театральных людей все равно крепко-накрепко связан с его именем... >>
  • //  03.10.2001
Государство снова сажает кино на казенный кошт
Вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей прошло довольно странное мероприятие. Темой пресс-конференции, в которой приняли участие Сергей Лазарук -- один из руководителей службы кинематографии при Минкульте РФ, Алексей Учитель -- режиссер, Даниил Дондурей -- киновед, социолог, один из основных экспертов в области развития киноотрасли, и Андрей Нещадин -- исполнительный директор Экспертного института, стало выживание российского кино... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика