N°181
03 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  03.10.2001
Русский (советский) режиссер
Юрий Погребничко поставил спектакль по произведениям Достоевского и Володина

версия для печати
Тем, кто не видел других постановок Погребничко, соседство русского классика и советского драматурга в рамках одного спектакля может показаться чрезвычайно странным. Тем, кто видел, покажется едва ли не само собой разумеющимся. Разглядеть за сюжетами классической литературы реалии советской истории, а за историями из советской жизни очертания классических сюжетов -- фирменный прием этого режиссера, который нередко пытаются использовать другие, но который в сознании театральных людей все равно крепко-накрепко связан с его именем. Герои Погребничко, кто бы они ни были, всегда чуть-чуть зэки, чуть-чуть бомжи, чуть-чуть советские обыватели. Смокинг и кирзовые сапоги, жабо и телогрейка, кринолин и шапка-ушанка в его спектаклях мирно соседствуют друг с другом. Слово «мирно» в этом утверждении несет основную смысловую нагрузку. Погребничко движет не желание противопоставить эпохи или социальные срезы, а скорее желание уравнять их в правах. Парадоксальное соседство не снижает хрестоматийные образы, а скорее возвышает зэков и бомжей. Никакой поэтизации «совка» в такой позиции нет. Есть попытка обнаружить общее в людях независимо от того, где и когда им выпало жить. Слово «поэтизация» Погребничко вообще неведомо. Он слишком ироничен и остроумен, чтобы что-то намеренно поэтизировать.

Вот и теперешняя премьера «Где тут про воскресение Лазаря?», несмотря на не располагающее к юмору название, получилась очень смешной. Сцены из «Преступления и наказания» перемежаются здесь со сценами из пьесы Александра Володина «С любимыми не расставайтесь». Произведение сие у Володина, мягко говоря, не лучшее. Действие разворачивается в основном в суде, где -- один за другим -- перед нами проходят разнообразные бракоразводные процессы. В свое время по этой пьесе был снят одноименный фильм, в котором играли Руфина Нифонтова, Александр Абдулов, Ирина Алферова и другие известные артисты. Играли они с душой и явной претензией на психологизм, словно не догадываясь, что в психологических глубинах этого текста не утонет и младенец. Погребничко догадывается. В его интерпретации володинская пьеса начинает казаться классикой абсурда, а разговоры про некупленный кооператив, про «не сошлись характерами», про «завел себе другую» приобретают отчетливо пародийный характер. Погребничко, как всегда, делает ставку не на психологическое правдоподобие, а на тонкую игру со сценическим штампом. Скажем, грузин говорит у него без грузинского акцента, но при этом так романтически вглядывается в даль, что дураку понятно: это грузин. Пьяница и дебошир имеет такой невинный вид, что нет сомнения: выпивает и очень сильно. Добрая, но находящаяся под влиянием меркантильной матери жена грузина смотрит на судью и зрителей с таким олигофреническим простодушием, что всем ясно: человек она в общем хороший.

Несложно предположить, что рядом со сценами из Достоевского язык, которым изъясняются володинские герои и уровень их отношений кажутся языком и отношениями неандертальцев. Воспринимать их всерьез так же сложно, как песни, которыми в изобилии потчует зрителей режиссер. В спектакле занята чуть ли не вся труппа театра, и время от времени артисты, разделившись на мужской и женский хор, поют задушевные хиты советских времен. Женщины -- «Ромашки спрятались, поникли лютики», «Стою на полустаночке», «На тебе сошелся клином белый свет». Мужчины -- «Сиреневый туман». Рядом стоит гармонист и закатывает глаза так, словно играет этюды Шопена. Пародийность у Погребничко лишена надрыва. Это не карикатура, а скорее дружеский шарж. Приложили девушки из хора ручку к груди и достаточно. Видно, что переживают.

Справедливости ради надо сказать, что володинские сцены удаются Погребничко куда лучше сцен из Достоевского. Сыгранные в характерной для него медитативной манере они идут немного в проброс. Работают скорее на идею спектакля, чем на спектакль как таковой. И поначалу кажется, что идея эта состоит именно в противопоставлении. Жили на земле люди -- сложные, противоречивые, способные одновременно на убийство и на самопожертвование (в общем, «широк человек, я бы сузил»), а потом им на смену пришли какие-то инфузории-туфельки. Простые, как мычание коровы. Постепенно начинаешь понимать, что идея совсем в другом.

Один в состоянии написать о любви гениальное стихотворение, другой -- лишь что-нибудь корявое, срифмовав «любил-забыл», но сама-то любовь может быть при этом одинаково сильной. Конечно, герои Володина примитивны в выражении своих чувств, но чувства как таковые это ни в коей мере не дискредитирует. Идеи красоты, добра, любви, по Погребничко, не трансцендентны миру, а растворены в нем -- их можно разглядеть в самых неприглядных явлениях. Собственно, все спектакли создателя театра с говорящим названием «Около дома Станиславского» именно об этом. О возможности отыскать в преходящем вечное, а в вечном сиюминутное. О возможности увидеть, как возвышенное просвечивает сквозь низменное. О том, что не только Раскольников, Свидригайлов, Константин Треплев, три сестры, бедная Лиза, но и мы все, впитавшие в себя «совок» по самое нельзя, чувствовать все-таки умеем.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.10.2001
В московский прокат выходит главный хит этого года -- фильм «Пианистка»
В своем предыдущем фильме «Забавные игры» один из самых интересных европейских режиссеров австриец Михаэль Ханеке исследовал проблему насилия. Смотреть картину было почти невозможно, хотя никаких особо жестоких зверств на экране не показывали -- серия убийств, совершаемых любезными молодыми людьми без всяких очевидных мотивировок, впечатляла посильнее потоков крови, к которым, надо признаться, зрители уже привыкли. В новом фильме, покорившем в этом году Каннский фестиваль, к зрителю относятся гораздо милосерднее... >>
  • //  03.10.2001
Слово предоставляется Дмитрию Александровичу Пригову
Представлять поэта и современного художника Дмитрия Пригова незачем: не потому, что все знают, а потому, что знают все, кому надо, а кому не надо -- лучше не забивать себе голову... >>
  • //  03.10.2001
Юрий Погребничко поставил спектакль по произведениям Достоевского и Володина
Тем, кто не видел других постановок Погребничко, соседство русского классика и советского драматурга в рамках одного спектакля может показаться чрезвычайно странным. Тем, кто видел, покажется едва ли не само собой разумеющимся. Разглядеть за сюжетами классической литературы реалии советской истории, а за историями из советской жизни очертания классических сюжетов -- фирменный прием этого режиссера, который нередко пытаются использовать другие, но который в сознании театральных людей все равно крепко-накрепко связан с его именем... >>
  • //  03.10.2001
Государство снова сажает кино на казенный кошт
Вчера в Российском союзе промышленников и предпринимателей прошло довольно странное мероприятие. Темой пресс-конференции, в которой приняли участие Сергей Лазарук -- один из руководителей службы кинематографии при Минкульте РФ, Алексей Учитель -- режиссер, Даниил Дондурей -- киновед, социолог, один из основных экспертов в области развития киноотрасли, и Андрей Нещадин -- исполнительный директор Экспертного института, стало выживание российского кино... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика