N°180 02 октября 2001 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Дайджест из «измов» Владимир Спиваков представил Бориса Анисфельда
Выставка художника Бориса Анисфельда, открывшаяся вчера в галерее на Неглинной, казалась логичным продолжением проходившей недавно там же презентации «Энциклопедии русского искусства». Анисфельд из тех героев, ради которых, собственно, и затеваются разные энциклопедии и словари. Никаких открытий художник не сделал. У всех на слуху никогда не был. Однако на редкость добросовестно воспроизвел в своем творчестве все мало-мальски значимые течения и направления рубежа XIX--XX веков. Так что без имен мастеров, подобных Анисфельду, история русского искусства была бы похожа на книгу без переплета. Читать можно, но рассыпаются страницы -- забыли прошить.
Начинал Анисфельд вместе с Бенуа и Дягилевым. Участвовал в выставках «Мира искусства», в парижском Осеннем салоне. В 1917 году переехал в Америку, где и прожил до конца жизни. Преподавал в Художественном институте в Чикаго. Живя в Америке, так и не смог полюбить абстракцию и новейший поп-арт. По словам американского искусствоведа Сони Беккерман, Борис Анисфельд добровольно отстранился от артмейнстрима. Остался «старомодным модернистом». Действительно, и ранние и поздние работы художника напоминают коллаж из знаковых произведений художников-символистов, фовистов, постимпрессионистов. Вот томные девы в античных туниках. Они от Мориса Дени. Вот святой Георгий, огненным плащом опаляющий небо и землю. Почти цитата из Кандинского. Вот матиссовские розовые комнаты. А вот религиозные мистерии, напоминающие мизансцены оперного спектакля. Они вдохновлены Гогеном и немецкими экспрессионистами. Будто листаешь энциклопедию «измов» модернизма. Потом вспоминаешь, что адаптация больших открытий в искусстве лучше всего удается рисующим искусствоведам и театральным сценографам. Анисфельд был и тем и другим. Как, впрочем, многие члены основанного Дягилевым «Мира искусства». И еще одна закономерность: такую слишком респектабельную и ученую, лишенную гениального косноязычия живопись с удовольствием приобретают для своих коллекций те же искусствоведы и другие деятели культуры. Собранные к новой выставке работы в основном из частных собраний: Америки, Европы, России. Помимо нью-йоркской галереи АВА к экспозиции Анисфельда оказался причастен многоликий Владимир Спиваков. Выставка проводится в рамках культурной программы его фестиваля, а в зале висят работы Анисфельда из коллекции скрипача (дирижера? мецената? куратора? менеджера?).
Московские оперные театры захлестнула волна сладострастия Практически одновременно в Москве появились две новые оперные постановки -- «Фауст» Гуно в Музыкальном театре имени Станиславского и «Фальстаф» Верди в «Геликоне». Обе оперы в Москве не шли с незапамятных времен и порядком подзабыты. В обоих есть чем пощекотать нервы зрителю. Не стоит сомневаться, что всеми этими обстоятельствами щедро воспользовались постановщики спектаклей: Дмитрий Бертман в «Геликоне» и заезжая пара никому не известных французов из города Нанта -- Франсуаза Террон и Филлипп Годфруа -- в театре на Дмитровке... >>
Зураб Церетели вновь решил напомнить о своем существовании. Вчера в агентстве «Аргументы и факты» он подробно рассказал журналистам, как провел лето: «Все это время я учился, разрабатывал палитру. Если вы придете ко мне в мастерскую, то увидите на всех полотнах одно и то же. Много-много подсолнухов. Палитра -- это главное для художника. И еще инициатива. Важно придумать идею и довести ее до конца». Собственно, на этом можно было бы и закончить... >>
Владимир Спиваков представил Бориса Анисфельда Выставка художника Бориса Анисфельда, открывшаяся вчера в галерее на Неглинной, казалась логичным продолжением проходившей недавно там же презентации «Энциклопедии русского искусства». Анисфельд из тех героев, ради которых, собственно, и затеваются разные энциклопедии и словари. Никаких открытий художник не сделал. У всех на слуху никогда не был. Однако на редкость добросовестно воспроизвел в своем творчестве все мало-мальски значимые течения и направления рубежа XIX--XX веков... >>
В Москву привезли еще одного классика. Не черного, а цветного Сегодня в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка одного из самых известных современных немецких художников Зигмара Польке «Музыка неизвестного происхождения». В залах Музея личных коллекций представлены 40 гуашей, сделанных в 1996 году для Института зарубежных связей города Штутгарта. Это первая выставка художника в России... >>
К сожалению, сентябрьские номера четырех литературных журналов не располагают к формированию «рекомендательного списка». Нельзя, конечно, сказать, что перед нами Сахара, но... временами хочется... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|