N°180
02 октября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  • //  02.10.2001
Внутри нутра – утро
В Москву привезли еще одного классика. Не черного, а цветного

версия для печати
Сегодня в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка одного из самых известных современных немецких художников Зигмара Польке «Музыка неизвестного происхождения». В залах Музея личных коллекций представлены 40 гуашей, сделанных в 1996 году для Института зарубежных связей города Штутгарта. Это первая выставка художника в России. В Москве выставки известных западных мастеров очень редки, однако на этот раз одновременно с работами Зигмара Польке можно увидеть работы Пьера Сулажа, выставка которого открылась в Третьяковской галерее на прошлой неделе. Собственно, этих художников, столпов постмодернизма, кроме одновременного и очень позднего появления в Москве связывает только известность и признание на Западе. Творчество Зигмара Польке -- полная противоположность высокому искусству Пьера Сулажа.

К счастью, искусство не всегда серьезно. Огромные, лучащиеся светом и цветом гуаши радуют глаз. Зигмар Польке развеивает серость холодного московского октября. Его вопросы ставят в тупик, а утверждения носят характер веселой провокации. Пространные подписи в абсурдистском духе: «Влево-вправо... Куда смотреть германскому орлу?» или «Какова длина одного метра» ничего общего не имеют с изображением, но могут дать толчок мысли. Нет необходимости угадать ответ. Можно пытаться проследить за ходом мысли художника, но не запрещается сбиться с дороги, пойти своим путем и наткнуться на что-нибудь интересное в богато замешенных на культурных, жизненных и даже политических ассоциациях работах.

Польке родился в 1941 году, он принадлежит к тому поколению немецких художников, для которых история началась в 1945-м. Полный разрыв с традицией, нежелание иметь что-либо общее с поколением отцов и дедов, приведших Германию к краху, заставили их искать совершенно новые основы для своего творчества. Польке нашел свой язык -- он сложился из нелепой детскости рисунка, элементарной графики комиксов, эффектной раскованной живописности. И конечно, «фирменного» растра Польке. Этот прием, отсылающий к фотографической и газетной тиражности, живет в произведениях отдельной жизнью -- то размывая изображение, то складываясь в самостоятельный рисунок. И в конечном итоге сбивая с толку зрителя. Манипуляция смыслами и техниками, противостояние пафосу и банальности -- смысл искусства Польке. Ему приходится быть начеку, чтобы, как это бывает в искусстве, высказывания не наполнились новым пафосом и не сделались новой банальностью.

В гуашах конца ХХ века удивительным образом возродился бунтарский дух 60-х. Польке по-своему актуален -- как всегда актуален протест и свобода самовыражения. Радостно-легкомысленное отношение к себе художника противостоит любым попыткам считать его классиком. В этой серии шестидесятилетний художник резвится как ребенок, совершенно свободный от груза славы.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.10.2001
Московские оперные театры захлестнула волна сладострастия
Практически одновременно в Москве появились две новые оперные постановки -- «Фауст» Гуно в Музыкальном театре имени Станиславского и «Фальстаф» Верди в «Геликоне». Обе оперы в Москве не шли с незапамятных времен и порядком подзабыты. В обоих есть чем пощекотать нервы зрителю. Не стоит сомневаться, что всеми этими обстоятельствами щедро воспользовались постановщики спектаклей: Дмитрий Бертман в «Геликоне» и заезжая пара никому не известных французов из города Нанта -- Франсуаза Террон и Филлипп Годфруа -- в театре на Дмитровке... >>
  • //  02.10.2001
Зураб Церетели вновь решил напомнить о своем существовании. Вчера в агентстве «Аргументы и факты» он подробно рассказал журналистам, как провел лето: «Все это время я учился, разрабатывал палитру. Если вы придете ко мне в мастерскую, то увидите на всех полотнах одно и то же. Много-много подсолнухов. Палитра -- это главное для художника. И еще инициатива. Важно придумать идею и довести ее до конца». Собственно, на этом можно было бы и закончить... >>
  • //  02.10.2001
Владимир Спиваков представил Бориса Анисфельда
Выставка художника Бориса Анисфельда, открывшаяся вчера в галерее на Неглинной, казалась логичным продолжением проходившей недавно там же презентации «Энциклопедии русского искусства». Анисфельд из тех героев, ради которых, собственно, и затеваются разные энциклопедии и словари. Никаких открытий художник не сделал. У всех на слуху никогда не был. Однако на редкость добросовестно воспроизвел в своем творчестве все мало-мальски значимые течения и направления рубежа XIX--XX веков... >>
  • //  02.10.2001
В Москву привезли еще одного классика. Не черного, а цветного
Сегодня в ГМИИ имени Пушкина открывается выставка одного из самых известных современных немецких художников Зигмара Польке «Музыка неизвестного происхождения». В залах Музея личных коллекций представлены 40 гуашей, сделанных в 1996 году для Института зарубежных связей города Штутгарта. Это первая выставка художника в России... >>
  • //  02.10.2001
К сожалению, сентябрьские номера четырех литературных журналов не располагают к формированию «рекомендательного списка». Нельзя, конечно, сказать, что перед нами Сахара, но... временами хочется... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика