Время новостей
     N°180, 02 октября 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.10.2001
Дайджест из «измов»
Владимир Спиваков представил Бориса Анисфельда
Выставка художника Бориса Анисфельда, открывшаяся вчера в галерее на Неглинной, казалась логичным продолжением проходившей недавно там же презентации «Энциклопедии русского искусства». Анисфельд из тех героев, ради которых, собственно, и затеваются разные энциклопедии и словари. Никаких открытий художник не сделал. У всех на слуху никогда не был. Однако на редкость добросовестно воспроизвел в своем творчестве все мало-мальски значимые течения и направления рубежа XIX--XX веков. Так что без имен мастеров, подобных Анисфельду, история русского искусства была бы похожа на книгу без переплета. Читать можно, но рассыпаются страницы -- забыли прошить.

Начинал Анисфельд вместе с Бенуа и Дягилевым. Участвовал в выставках «Мира искусства», в парижском Осеннем салоне. В 1917 году переехал в Америку, где и прожил до конца жизни. Преподавал в Художественном институте в Чикаго. Живя в Америке, так и не смог полюбить абстракцию и новейший поп-арт. По словам американского искусствоведа Сони Беккерман, Борис Анисфельд добровольно отстранился от артмейнстрима. Остался «старомодным модернистом». Действительно, и ранние и поздние работы художника напоминают коллаж из знаковых произведений художников-символистов, фовистов, постимпрессионистов. Вот томные девы в античных туниках. Они от Мориса Дени. Вот святой Георгий, огненным плащом опаляющий небо и землю. Почти цитата из Кандинского. Вот матиссовские розовые комнаты. А вот религиозные мистерии, напоминающие мизансцены оперного спектакля. Они вдохновлены Гогеном и немецкими экспрессионистами. Будто листаешь энциклопедию «измов» модернизма. Потом вспоминаешь, что адаптация больших открытий в искусстве лучше всего удается рисующим искусствоведам и театральным сценографам. Анисфельд был и тем и другим. Как, впрочем, многие члены основанного Дягилевым «Мира искусства». И еще одна закономерность: такую слишком респектабельную и ученую, лишенную гениального косноязычия живопись с удовольствием приобретают для своих коллекций те же искусствоведы и другие деятели культуры. Собранные к новой выставке работы в основном из частных собраний: Америки, Европы, России. Помимо нью-йоркской галереи АВА к экспозиции Анисфельда оказался причастен многоликий Владимир Спиваков. Выставка проводится в рамках культурной программы его фестиваля, а в зале висят работы Анисфельда из коллекции скрипача (дирижера? мецената? куратора? менеджера?).

Сергей ХАЧАТУРОВ