N°175
25 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  25.09.2001
Царство мертвых
Москва воздает почести таксидермистам

версия для печати
В Дарвиновском музее открылась выставка «Ремесло или искусство», посвященная мастерам, которым мы обязаны возникновением российского музейного дела. По-гречески их зовут таксидермистами. По-русски -- чучельниками. В 1716 году Петр I организовал Кунсткамеру. В ней красовались не только консервированные лягушки и заспиртованные уродцы, но и набитые соломой лошади и собаки. Государь не мог смириться с кончиной любимого коня, или левретки Лизетты, или булленцбейцера Тирана. Засучив рукава, сам выделывал их шкуры и обтягивал ими манекены. Отправлял на вечное хранение и приезжал навестить и помянуть. Так и создавался первый российский музей.

Знаменитые мастера-чучельники прошлого века Филипп и Дмитрий Федуловы в пресс-релизе выставки названы бахами и штраусами от таксидермии. Филипп Федулов, например, спас для истории облик знаменитого африканского слона, подаренного Николаю II бухарским эмиром. В музее Дарвина можно узнать интересные подробности о судьбе слона, чья жизнь «трагически оборвалась неспокойной осенью 1917 года». Можно увидеть фотографии, на которых Филипп и Дмитрий Федуловы монтируют гигантский металлический каркас для слоновьего чучела. Многие экспонаты заставляют вспомнить кукольную фантасмагорию новелл Гофмана. Даже сама биография Федуловых написана в духе немецкой романтической повести: «Начинали они вместе -- учились и трудились в коммерческой мастерской квалифицированного специалиста-орнитолога и великолепного препаратора Федора Карловича Лоренца (1842--1909)».

Для многих музей как таковой -- мумия живой жизни. Но у того же Гофмана прекрасные куклы с совершенными механизмами влюбляли в себя живых людей, доводя их до самоубийства. Метаморфозы живого в мертвое, культуры в ее симулякр стали неожиданной темой выставки художника Егора Острова в галерее «Айдан». Остров считает себя апологетом петербургского неоакадемизма. Учился в Новой академии изящных искусств Тимура Новикова. В Москву привез проект Venus. Venus -- Венера; соответственно, и картины с ее изображением: рожденная в пене морской богиня выходит из раскрытой раковины. Поначалу проект очень напоминает серии шелкографий Энди Уорхола: одна и та же повторяющаяся картинка увидена через фильтры разного цвета, изображение размыто. Однако Остров работает в более традиционной технике -- пишет красками (правда, акриловыми) по холсту. Каждая картинка разлинована извилистыми полосами -- вроде помех на телеэкране. Остров полагает, что серия символизирует классическую красоту, являющую себя сквозь помехи массмедиа. Может, и так. Только веселее не становится. Проблема в том, что реанимация классики происходит у Острова путем ее тиражирования, а выход в тираж -- всегда синоним смерти. Препарированная компьютерными растрами Венера напоминает искусно выделанное чучело экзотической зверушки. Кстати, и то (чучело), и другое (акриловая Венера) могут стать занятным атрибутом модного салона. Тем более что к каждой из «Венер» прилагается прайс-лист с указанием цены в четырехзначных у.е.
Сергей ХАЧАТУРОВ

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.09.2001
А во МХАТе поставили «Ю»
Пьеса с коротким, но выразительным названием «Ю» принадлежит перу молодого, но уже весьма знаменитого драматурга Ольги Мухиной. Предыдущая ее пьеса «Таня-Таня» была поставлена Петром Фоменко и с успехом идет в его «Мастерской». Как у всякой молодой знаменитости, у Мухиной есть свои поклонники и, разумеется, свои недоброжелатели. Точнее, недоумеватели. Последние никак не могут понять, чего же такого в мухинской драматургии хорошего. Сюжет не пересказать. Смысла не выудить. Интонация везде одна. Тема тоже... >>
  • //  25.09.2001
Вышел пятидесятый том «Нового литературного обозрения» (по «годовому» счету -- №4). Пятьдесят увесистых книг за девять лет («НЛО» возникло в конце 1992 года) это много. Поначалу не укладываясь в объявленные параметры (шесть книг в год), издание все же добилось периодичности. Не всегда выдерживая экстра-уровень (да кто и когда его выдерживал?), журнал стал «отражением» российского интеллектуального сообщества рубежа тысячелетий... >>
  • //  25.09.2001
Владимир Спиваков хочет, чтобы о нем говорили, как на похоронах
Сегодня в Большом зале Консерватории открывается солидный музыкальный фестиваль, в котором имеется ряд занимательных программ, несколько отличных солистов и одна мировая суперзвезда -- Джесси Норман. Его автором и хозяином является Владимир Спиваков. Фестиваль поэтому так и называется -- «Владимир Спиваков приглашает...» Из гостеприимного названия, однако, совершенно не следует, что приглашает музыкант всех подряд. Скорее наоборот... >>
  • //  25.09.2001
Москва воздает почести таксидермистам
В Дарвиновском музее открылась выставка «Ремесло или искусство», посвященная мастерам, которым мы обязаны возникновением российского музейного дела. По-гречески их зовут таксидермистами. По-русски -- чучельниками. В 1716 году Петр I организовал Кунсткамеру. В ней красовались не только консервированные лягушки и заспиртованные уродцы, но и набитые соломой лошади и собаки. Государь не мог смириться с кончиной любимого коня, или левретки Лизетты, или булленцбейцера Тирана. Засучив рукава, сам выделывал их шкуры и обтягивал ими манекены. Так и создавался первый российский музей... >>
  • //  25.09.2001
Министерство культуры РФ подводило итоги Московского кинофестиваля
На первый взгляд, на проходившем вчера заседании коллегии Минкульта царило одобрительное единодушие: фестиваль удался. Действительно, в докладе гендиректора «Интерфеста» Рената Давлетьярова упоминалось несколько очевидных достижений XXIII ММКФ: нестыдной получилась конкурсная программа, очень сильной -- внеконкурсная, приехали звезды, график показов почти не нарушался, замен не было, налажены отношения с прессой, разрешен конфликт с Международной ассоциацией кинопродюсеров (FIAPF)... Это все замечательно, кто ж будет спорить, но сердце подсказывает, что единодушие долго не продлится... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика