N°159
03 сентября 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
  ПОИСК  
  • //  03.09.2001
Нос Шемякина вылез из-под гоголевской шинели
Ко Дню города в Москве открыли два памятника: новый и старый

версия для печати
Вчера на Болотной площади открыли памятник «Дети -- жертвы пороков взрослых» -- монумент работы Михаила Шемякина, о котором неоднократно писала наша газета. Общественное обсуждение проекта памятника и места его установки были прерваны телефонным звонком скульптора московским правителям, и в конце июня Валерий Шанцев принял окончательное решение об установке монументальной композиции. Причем прямо-таки церетелиевскими темпами -- ко Дню города. Благо, все 15 фигур (эскизы которых визировал лично Юрий Лужков) Шемякин уже успел отлить.

Оставим в стороне художественные достоинства шемякинского памятника (тем более что их и нет). Скандальность этой истории, с точки зрения общественного мнения, заключается в волюнтаризме принятия решений. Художественная общественность почему-то решила, что Россия -- это демократическое государство, и памятники должны устанавливать в соответствии с законом, а не по воле правителей. История же с «пороками» больше напоминает случай из советской практики. Например, такой.

В 1951 году с Пречистенского бульвара был снят стоявший здесь с 1909 года памятник Гоголю работы скульптора Андреева, а в следующем году на его месте установили нового Гоголя, но изваянного уже скульптором Томским. Замена произошла лишь по одной причине: андреевский Гоголь, съежившийся, сумрачный, трагический, больше известный как «Нос в шинели», не соответствовал сложившемуся в советское время образу писателя -- обличителя пороков буржуазного строя и предтечи реалистического (даже соцреалистического) направления в литературе. По счастью, андреевский памятник удалось спасти: несколько лет он пролежал в Донском монастыре, куда в то время свозились все ненужные монументы (рядом, кстати, валялись мраморные скульптуры, снятые с храма Христа Спасителя), а в 1959 году его вновь установили, но уже во дворе бывшей усадьбы Талызина на Никитском бульваре -- в том самом доме, где Гоголь жил последние годы и, в частности, сжег второй том «Мертвых душ».

Отличие двух историй в том, что первая была вполне логичной: советская власть хотела видеть Гоголя большевиком, и увидела. В этом смысле памятник работы Томского очень даже хорош и показателен. Нынешняя же история -- просто самодурство деидеологизированного и лишенного каких бы то ни было художественных вкусов московского начальства. Город вполне мог бы обойтись без шемякинских «пороков».

О памятнике Гоголю мы вспомнили потому, что позавчера произошло его повторное открытие, приуроченное к выставке, организованной совместно Музеем архитектуры и Музеем-квартирой Гоголя в усадьбе Талызина. Выставка «Жизнь и приключения лучшего памятника Москвы» как раз и рассказывает о превратностях судьбы андреевского монумента.

И хотя открытие было достаточно комичным (скажем, покрывало, которое торжественно стаскивали с Гоголя, пиджаки музыкантов духового оркестра и даже костюм директрисы гоголевского музея-квартиры были почему-то грязно-оранжевого цвета, очень напоминающего цвет больничных клеенок), сама по себе идея заново открывать старые московские монументы кажется исключительно удачной. Помимо всего прочего, так можно привлечь к ним внимание, актуализировать их, ведь многие из них сегодня известны отнюдь не всем. Может быть, было бы лучше и вовсе отказаться от установки новых памятников, а вместо этого открывать старые? И лучше, и дешевле.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.09.2001
Андрей Житинкин поставил в Театре на Малой Бронной «Портрет Дориана Грея»
В новейшей театральной истории два режиссера заявили свои эксклюзивные права на Оскара Уайльда -- Роман Виктюк (несколько лет тому назад он поставил его пьесу «Саломея») и теперь вот Андрей Житинкин. То есть обращались к произведениям Уайльда и другие (например, Евгений Каменькович, выпустивший в «Мастерской Петра Фоменко» «Как важно быть серьезным»), но родство душ обнаружили лишь вышеозначенные мастера сцены... >>
  • //  03.09.2001
Хотя официальных заявлений из Большого еще не поступало, ни для кого уже не секрет, что внутри театра зародилась совершенно новая и в некотором смысле даже революционная структура. Называется она «управление по творческому планированию» и формально наследует старому и доброму репертуарному отделу, основной задачей которого было разводить оперу с балетом. Новое управление, однако, должно заниматься гораздо более интересными и ответственными вещами... >>
  • //  03.09.2001
Шестьдесят лет назад родился Сергей Довлатов
Диковинное чувство вызывают у меня даты рождения и смерти Сергея Довлатова. Он родился 3 сентября 1941 года, совсем недавно -- ему сегодня всего шестьдесят, его ровесники-коллеги еще только начинают осознавать себя писателями старшего поколения, они еще молоды, и он был бы молод, кабы дожил до нынешнего своего юбилея... >>
  • //  03.09.2001
Ко Дню города в Москве открыли два памятника: новый и старый
Вчера на Болотной площади открыли памятник «Дети -- жертвы пороков взрослых» -- монумент работы Михаила Шемякина, о котором неоднократно писала наша газета. Общественное обсуждение проекта памятника и места его установки были прерваны телефонным звонком скульптора московским правителям, и в конце июня Валерий Шанцев принял окончательное решение об установке монументальной композиции. Причем прямо-таки церетелиевскими темпами -- ко Дню города. Благо, все 15 фигур (эскизы которых визировал лично Юрий Лужков) Шемякин уже успел отлить... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика