N°151
22 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  22.08.2001
Как Булгарин не вышел в гении
А Пушкин послужил социологии литературы

версия для печати
По устойчивой традиции русские ученые книги издаются в «глухих» переплетах и под скучными названиями. Сборник статей Абрама Рейтблата свидетельствует о смене моды: завлекательно провокативны и обложечный рисунок, и название -- «Как Пушкин вышел в гении» (М., «Новое литературное обозрение»). Может, кто-то и примет за постмодернистский «проект» книгу, чей жанр определен подзаголовком -- «Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи». Впрочем, ловля простодушных любителей остренького не входит в планы автора -- Рейтблат предупреждает: «Хотя Пушкин присутствует в ее названии, эта книга -- не о нем. В центре внимания тут -- социальные аспекты русской литературы 1820--40-х гг.: ее внутреннее устройство как социального института и ее внешние связи с политическими, а в какой-то мере и экономическими институтами русского общества того времени».

Все честно. Автор дотошно описывает формирование русской «литературы», ведет речь о структуре читательской аудитории, библиотеках, альманахах, низовой словесности, становлении авторского права и т.п. Осваивая «скучную» (на деле -- очень выразительную) цифирь (тиражи да гонорары), вникая в свидетельства современников, получаешь картину пестрой и «непонятной» литературной жизни. Чего-чего, а «благорастворения воздухов» в юной русской словесности не наблюдалось. Как и однозначного противостояния «хороших» писателей -- «плохим» (революционеров -- консерваторам, жрецов искусства -- поставщикам чтива, новаторов -- эпигонам, западников -- почвенникам). Здесь мы упираемся в главное внутреннее противоречие книги Рейтблата. В его пламенную страсть и «энергию заблуждения».

С одной стороны, исследователь стремится к воссозданию «полной» картины литературного бытия 1820--1840-х годов. Для этого должно вывести из тени максимум материала. И отказаться от каких-либо попыток его иерархического осмысления. В «ваших книгах» (что в дореволюционных, что в советских) «литература» -- это Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и проч. Но не меньшее право на место под солнцем имеют Булгарин, Сенковский, Греч, издатели забытых московских альманахов и поставщики лубочных романов. Они писали доступнее, их читательский круг постоянно расширялся, они цивилизовали будущий «средний класс» (а заодно и литературный быт, внося в него здоровый дух коммерции). Они и выиграли в начале 1830-х годов аудиторию, оставив «литературных аристократов» на бобах. А если в глазах потомства проиграли, то потому, что «Пушкин вышел в гении».

Тут-то и начинается «с другой стороны». Или: все звери равны, но некоторые поравнее. Ратоборствуя со сложившейся иерархией, автор тут же выстраивает другую. Булгарин был оклеветан «литературными аристократами», либеральными историками, советскими идеологическими чиновниками. Восстановим справедливость! Рейтблат, памятуя о том, что наука должна быть внеидеологичной, разумеется, избегает деклараций. Он просто действует в этом духе. И его можно понять: во-первых, внимание к любому писателю заведомо лучше невежественного презрения; во-вторых, Булгарин (как и менее привлекающие Рейтблата Греч, Полевой, Сенковский) был фигурой крупной; в-третьих, «пушкинский культ» сказался на русской культуре и негативно (кто-то скажет: только негативно; я думаю иначе); в-четвертых, дразнить «гусей» -- дело веселое.

Только где эти «гуси»? Оголтелые «пушкинолюбы» легко согласятся на реабилитацию Булгарина и скажут, что Александр Сергеевич с Фаддеем Венедиктовичем вместе отстаивали священные принципы «православия-самодержавия-народности». Вменяемый историк только признателен Рейтблату и за статью «Ф.В. Булгарин и его читатели», и за книгу «Видок Фиглярин. Письма и агентурные записки Ф.В. Булгарина в III отделение» (М., «НЛО», 1998; ждем булгаринские «Воспоминания», изданием которых ныне занят Рейтблат). А если исследователь надеется сокрушить «интеллигентский миф», трактующий Булгарина как только доносчика, то здесь нужно оружие посильнее, чем «обратное общее место».

В статье «Писатели и III отделение» Рейтблат объясняет, что ведомство сие было не столько карательным, сколько идеологически контролирующим и пропагандистским, а потому нуждалось в литераторах, многие из которых с ним сотрудничали. Только ведь формы контактов были разными. Когда автор валит в одну кучу мелких чиновников, служивших в драматической цензуре, Тютчева, искавшего поддержки III отделения для реализации своих прожектов контрпропаганды в Европе, Жуковского, лично приятельствующего с Дубельтом, платных заграничных агентов, доброхотных осведомителей, Пушкина, пытавшегося играть на противоречиях придворных группировок, и т.д., он упрощает сложный исторически изменчивый сюжет. Такое упрощение конструктивнее привычного, а «оправданный» Булгарин больше похож на реального, чем фарсовый злодей из учебника. Но и после всех усилий Рейтблата «не проходит» Фаддей Венедиктович в гении. Останется историческим персонажем. Значимым для исследователей. Способным вызывать интерес у интеллектуалов. Проигравшим. И не потому, что на «коммерческую» лошадку поставил, с жандармами сотрудничал, Пушкина бранил. Далеко ли в сознании среднего интеллигента отстоит от Булгарина «литературный аристократ», скрытый антигерой книги Рейтблата, князь Вяземский? Ну да, один -- пушкинский друг (ох, сколько оговорок здесь нужно!), другой -- враг. Но ведь, по большому-то счету, забыты оба. (И даже поздние -- удивительные -- стихи Вяземского дела не меняют.) Не вышли в гении, и вся недолга.

Наверно, потому, что в гении вообще «не выходят». Заглавный очерк книги Рейтблата удивляет сочетанием тривиальности (была потребность в национальном поэте; Пушкин выпустил при жизни 26 книг; его поддерживали авторитетные литераторы и друзья; он вошел в литературу со скандалом; он отличался экстравагантностью в быту; при Александре его славе способствовала оппозиционность и гонения, а при Николае -- покровительство царя) и предвзятости. Есть ведь простенькие вопросы. Кто эти самые 26 книг написал? Разве не поддерживали Карамзин и Дмитриев того же Вяземского? Разве не «перекрестным опылением» похвал жил «союз поэтов»? Разве не маялся в Финляндии Баратынский? И какое кому теперь дело до того, что вокруг «Руслана и Людмилы» имел место шум? И разве мало при жизни напечатал Булгарин? И разве возведенный в гении Бенедиктов не сорвался в безвестность? И почему без всех вышеисчисленных причин «в гении вышел» никому не известный, чуждый политике, не знающий «конъюнктуры» автор повести о детстве, скрывшийся за литерами «Л. Н. Т.»?

Да, бывают баловни, которым все на потребу -- гонения и милости, тиражи и цензура, семейное счастье и его крах, проливной дождь и великая сушь. Глупо это как-то. Антинаучно. Тоталитарно. А всего досаднее, что без этих никак не обойдешься. Даже товарный вид ученой книге не придашь.
Андрей НЕМЗЕР

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.08.2001
Завтра в «Пушкинском» премьера «Парка юрского периода-3»
Самое удачное в новом творении Спилберга и компании -- это все-таки заглавный титр: на черном фоне проступает красная надпись «юрский парк», а потом трехпалая лапа динозавра оставляет поперек экрана зазубренную римскую тройку -- следы исполинских когтей... >>
  • //  22.08.2001
С 20 августа по 2 сентября проходит фестиваль фильмов о Москве
Торжественное открытие «Московского Пегаса» в «Доме Ханжонкова» состоялось на советский манер -- в атмосфере приподнятой и натянутой. Звучали поздравления с «праздником сердца», признания в любви к «этому проникнутому духовностью месту» и к «этому священному экрану». Открыла фестиваль новая картина Владимира Наумова «Часы без стрелок». Правда, понятие «новизны» здесь достаточно условно: слишком уж трогательно и выразительно торчат уши предыдущих работ режиссера... >>
  • //  22.08.2001
21 августа открыл юбилейный, восьмидесятый, сезон Театр имени Евгения Вахтангова, как всегда, спектаклем «Принцесса Турандот». Художественный руководитель театра Михаил УЛЬЯНОВ по окончании официальной церемонии ответил на вопросы нашего корреспондента Елены ФЕДОРЕНКО. >>
  • //  22.08.2001
А Пушкин послужил социологии литературы
По устойчивой традиции русские ученые книги издаются в «глухих» переплетах и под скучными названиями. Сборник статей Абрама Рейтблата свидетельствует о смене моды: завлекательно провокативны и обложечный рисунок, и название -- «Как Пушкин вышел в гении» (М., «Новое литературное обозрение»). Может, кто-то и примет за постмодернистский «проект» книгу, чей жанр определен подзаголовком -- «Историко-социологические очерки о книжной культуре Пушкинской эпохи». Впрочем, ловля простодушных любителей остренького не входит в планы автора... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика