N°148
17 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  17.08.2001
Теология с летальным исходом
Призер Московского фестиваля выходит в российский прокат

версия для печати
Фильм «Фанатик» стал в этом году победителем ММКФ, за что последний удостоился всяческих похвал -- «трудно поверить, но Московский фестиваль этого года выиграла действительно мощная драма», писали журналисты. Картина Генри Бина, до ММКФ получившая и более престижный приз -- на фестивале американского независимого кино в Санденсе, -- принадлежит к разряду ярких, модных и увлекающих. По двум причинам. Во-первых, в главной роли снялся очень заразительный и эмоциональный актер Райан Гослинг, с блеском воплотивший парадоксальный характер еврея-антисемита и придавший убедительность длинным и умозрительным рассуждениям героя. Но в основном фильм вызывает бурный интерес именно из-за сюжета, в основе которого реальная история, случившаяся в 60-е годы в Нью-Йорке. Тогда покончил с собой скинхед Даниэль Баррос после того, как в заметке «Нью-Йорк таймс» он был назван «евреем-нацистом». В фильме, впрочем, герой Денни Балинт с угрозой разоблачения отлично справляется -- просто пригрозив ретивому журналисту большими неприятностями. Причина гибели Денни лежит гораздо глубже, в характере его веры, страстном и непримиримом.

Собственно, для Генри Бина, по его признанию, интереснее всего было исследование однокоренных чувств, лежащих в основе как страстной религиозности, так и социальной нетерпимости. Герой фильма с детства ищет свою правду в общепринятом, препираясь с учителем в хедере. Его, воспитанного в религиозной еврейской семье, корежит от сознания беспомощности своего народа, его покорной жертвенности. В поисках силы он приходит к неофашисткой идеологии. С накаченными мускулами, безжалостный и беспощадный, он избивает очкарика с пейсами и кричит в истерике: «Сопротивляйся!» Он осуждает ветхозаветного Бога за требование жертвы от Авраама, Авраама -- за готовность принести эту жертву, и, не замечая того, сам повторяет борьбу Иакова.

Тема богоборчества, не слишком внятная вначале, все активнее звучит в картине. Становится ясно, что на сторону врагов своего народа юный фанатик переходит от слишком сильной любви к нему, от невыносимости сочувствия и непонимания его вечной склоненности, от невозможности иначе от него дистанцироваться.

Все это вполне интересно и редко проходит на экраны, где уже давно не принято обсуждать «мировоззренческие» вопросы. Однако если убрать безусловно табуированные в США, да и в России звучащие довольно резко антисемитские речи фашиствующего героя, которые, как опасаются некоторые, могут встретить сочувствие у части публики, фильм не так уж и скандален. В культуре рассматривали грани любви-ненависти и куда более глубоко. Здесь же, после первого шока от столь явного нарушения политкорректности, довольно скоро привыкаешь к словесному эквилибру теологических доводов, а внезапно начавшиеся призывы героя любить евреев (чтобы лишить их ореола исключительности и тем самым уничтожить их избранность) и вовсе кажутся ошибкой начинающего сценариста, в роли которого выступил сам режиссер. Это по его прихоти юный лидер скинхедов громит синагогу, но бережно сворачивает свитки Торы, спасая их от бесчестия. А его девушка, дочь руководителей неофашистской организации, с энтузиазмом изучает иврит и готова обрить голову, как настоящая еврейская женщина. Финал же картины и вообще кажется странным и надуманным -- заложив бомбу под синагогой, герой сначала намерен взорвать себя вместе с прихожанами, но затем человеколюбие побеждает, он выгоняет единоверцев из храма, погибая один.

В российском прокате фильм явно вызовет интерес, однако потомки семинаристов, под красными флагами взрывавших церкви, рубивших иконы и убивавших священников, могли бы рассказать о вере и фанатизме куда более интересные вещи, если бы, конечно, у них на то хватило художественной смелости и человеческой честности.

Фильм «Фанатик» в оригинальной копии с 17 августа можно смотреть в «Америка синема», а с 23 августа -- в «Ролане», «Киноцентре», «Победе», «Каро» 1 и 2.
Алена СОЛНЦЕВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.08.2001
Андреяну Захарову, создателю знаменитой адмиралтейской иглы, исполняется 240 лет
Если с Невского проспекта вы выходите на Дворцовую площадь, то в какой-то момент оказываетесь в точке, с которой открывается вид на углы двух зданий. Справа -- угол Эрмитажа, аляповатый, декоративный, приторный. Слева -- угол Адмиралтейства, строгий, сухой, монументальный. Это одно из красивейших мест Петербурга и один из самых лучших архитектурных видов, которые существуют в наши дни... >>
  • //  17.08.2001
Любительское фото начала века в Музее архитектуры
Фото «для альбома» -- что интимный дневник или мемуары. Даже если автор не суперзвезда, все равно заглянуть интересно. Но чтобы написать книгу (или придумать выставку), все-таки нужны профессиональные умения. Другое дело дневник и фотоальбом: изобретать ничего не надо -- знай фиксируй то, что берет за живое, сырыми кусками, по мере поступления. Главное -- наличие той шероховатой фактуры, которая позволяет увидеть в этом гербарии остановленный момент наивной, нетронутой жизни из числа тех, что норовят ускользнуть без возврата... >>
  • //  17.08.2001
Альфред Брендель -- пианист-философ. Репутация виртуоза его не прельщает, хотя инструментом владеет он блестяще. Карьера Бренделя во многом противоречит тем суровым правилам, которые диктует сумасшедший график звезды. Пять лет кряду он может играть одного Моцарта. Потом еще пять лет -- Шуберта. После чего... вернется обратно к Моцарту. Ибо в музыке венского гения для него открывается невиданный простор -- он столько может сказать в ней, что просто не имеет потребности переключать свое внимание на другой репертуар... >>
  • //  17.08.2001
Призер Московского фестиваля выходит в российский прокат
Фильм «Фанатик» стал в этом году победителем ММКФ, за что последний удостоился всяческих похвал -- «трудно поверить, но Московский фестиваль этого года выиграла действительно мощная драма», писали журналисты. Картина Генри Бина, до ММКФ получившая и более престижный приз -- на фестивале американского независимого кино в Санденсе, -- принадлежит к разряду ярких, модных и увлекающих... >>
  • //  17.08.2001
В Москве проходит кастинг для русской версии самого успешного европейского мюзикла
Продюсеры популярного спектакля «Метро» Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и директор театра «Московская оперетта» Владимир Тартаковский объявили о начале работы над постановкой российской версии самого знаменитого в Европе мюзикла Notre-Dame de Paris («Собор Парижской Богоматери») по книге Виктора Гюго... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика