N°148
17 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  17.08.2001
Старая искренность
Любительское фото начала века в Музее архитектуры

версия для печати
Фото «для альбома» -- что интимный дневник или мемуары. Даже если автор не суперзвезда, все равно заглянуть интересно. Высказывание о том, что каждый человек может написать книгу, если правдиво расскажет в ней о своей жизни, не лишено оснований. Но чтобы написать книгу (или придумать выставку), все-таки нужны профессиональные умения. Другое дело дневник и фотоальбом: изобретать ничего не надо -- знай фиксируй то, что берет за живое, сырыми кусками, по мере поступления. Любовная это история или хроника путешествия по заграницам, разницы нет. Главное -- наличие той шероховатой фактуры, которая позволяет увидеть в этом гербарии остановленный момент наивной, нетронутой жизни из числа тех, что норовят ускользнуть без возврата.

В последнее время «дневниковый» жанр популярен во всех видах искусств и во всех возможных своих формах. Выставляются подборки документальных снимков на тему войны и быта прошедших эпох, живописные творения кинозвезд и пляжные портреты. Глянцевые журналы печатают хроники путешествий в экзотические страны, псевдодневники модниц и беременных женщин. Художественная литература стилизуется под дневник и, став бестселлером, экранизируется (самый последний пример -- «Дневник Бриджит Джонс»).

Сотрудники Музея архитектуры, устроившие выставку «Летняя прогулка русской семьи по Европе до первой мировой войны», вряд ли представляли себе ее в контексте культуры «новой искренности». В их восприятии пятьсот фотографий, попавших в музей в 60-е годы с анонимного чердака, отсылают к традиции многолетней выдержки.

Марии Рогозиной и Льву Рассадникову за пятьдесят, они суровые труженики архивов музея, «хранители». Пятьсот фотографий, сделанных неизвестным русским семейством в 1912 году, показались им одновременно законченным произведением и документом эпохи -- фотографическим «собраньем пестрых глав» а-ля «Евгений Онегин». Это путь семьи от дома до вокзала, а далее -- все, что было интересно героям в Альпах Австрии и Швейцарии, на улицах, пляжах и площадях Германии, Франции, Англии, Финляндии, Польши. Законченный лирический сюжет с перемещениями и переживаниями, цельная эстетическая система, заданная канувшим в Лету антуражем. Уже через два года начнется война, и Европа изменится навсегда. Предгрозовая безмятежность в стиле «Под Мостом Мирабо тихо катится Сена» -- картина на сегодняшний день из редких.

Кураторы отобрали сорок восемь фото из пятисот и развесили их по квадрату зала, снабдив лентой подписей так, что они складываются в комментарий, какой произносят владельцы фотоальбома, показывая его гостям. Поставили посреди зала старинные -- первые -- стереоаппараты. Снимки были сделаны с прицелом на рассматривание через двойное стекло, но сейчас уже от этого не сильно меняются. Так что аппараты служат скорее для общей атмосферы. И в целом атмосфера удалась. От большинства художественных акций, сделанных на материале «документов», эта отличается тем, что не претендует на «модность», а связывает тенденцию «новой искренности» с ее романтическими корнями.
Инна КУЗНЕЦОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  17.08.2001
Андреяну Захарову, создателю знаменитой адмиралтейской иглы, исполняется 240 лет
Если с Невского проспекта вы выходите на Дворцовую площадь, то в какой-то момент оказываетесь в точке, с которой открывается вид на углы двух зданий. Справа -- угол Эрмитажа, аляповатый, декоративный, приторный. Слева -- угол Адмиралтейства, строгий, сухой, монументальный. Это одно из красивейших мест Петербурга и один из самых лучших архитектурных видов, которые существуют в наши дни... >>
  • //  17.08.2001
Любительское фото начала века в Музее архитектуры
Фото «для альбома» -- что интимный дневник или мемуары. Даже если автор не суперзвезда, все равно заглянуть интересно. Но чтобы написать книгу (или придумать выставку), все-таки нужны профессиональные умения. Другое дело дневник и фотоальбом: изобретать ничего не надо -- знай фиксируй то, что берет за живое, сырыми кусками, по мере поступления. Главное -- наличие той шероховатой фактуры, которая позволяет увидеть в этом гербарии остановленный момент наивной, нетронутой жизни из числа тех, что норовят ускользнуть без возврата... >>
  • //  17.08.2001
Альфред Брендель -- пианист-философ. Репутация виртуоза его не прельщает, хотя инструментом владеет он блестяще. Карьера Бренделя во многом противоречит тем суровым правилам, которые диктует сумасшедший график звезды. Пять лет кряду он может играть одного Моцарта. Потом еще пять лет -- Шуберта. После чего... вернется обратно к Моцарту. Ибо в музыке венского гения для него открывается невиданный простор -- он столько может сказать в ней, что просто не имеет потребности переключать свое внимание на другой репертуар... >>
  • //  17.08.2001
Призер Московского фестиваля выходит в российский прокат
Фильм «Фанатик» стал в этом году победителем ММКФ, за что последний удостоился всяческих похвал -- «трудно поверить, но Московский фестиваль этого года выиграла действительно мощная драма», писали журналисты. Картина Генри Бина, до ММКФ получившая и более престижный приз -- на фестивале американского независимого кино в Санденсе, -- принадлежит к разряду ярких, модных и увлекающих... >>
  • //  17.08.2001
В Москве проходит кастинг для русской версии самого успешного европейского мюзикла
Продюсеры популярного спектакля «Метро» Катерина Гечмен-Вальдек, Александр Вайнштейн и директор театра «Московская оперетта» Владимир Тартаковский объявили о начале работы над постановкой российской версии самого знаменитого в Европе мюзикла Notre-Dame de Paris («Собор Парижской Богоматери») по книге Виктора Гюго... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика