Время новостей
     N°148, 17 августа 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2001
Теология с летальным исходом
Призер Московского фестиваля выходит в российский прокат
Фильм «Фанатик» стал в этом году победителем ММКФ, за что последний удостоился всяческих похвал -- «трудно поверить, но Московский фестиваль этого года выиграла действительно мощная драма», писали журналисты. Картина Генри Бина, до ММКФ получившая и более престижный приз -- на фестивале американского независимого кино в Санденсе, -- принадлежит к разряду ярких, модных и увлекающих. По двум причинам. Во-первых, в главной роли снялся очень заразительный и эмоциональный актер Райан Гослинг, с блеском воплотивший парадоксальный характер еврея-антисемита и придавший убедительность длинным и умозрительным рассуждениям героя. Но в основном фильм вызывает бурный интерес именно из-за сюжета, в основе которого реальная история, случившаяся в 60-е годы в Нью-Йорке. Тогда покончил с собой скинхед Даниэль Баррос после того, как в заметке «Нью-Йорк таймс» он был назван «евреем-нацистом». В фильме, впрочем, герой Денни Балинт с угрозой разоблачения отлично справляется -- просто пригрозив ретивому журналисту большими неприятностями. Причина гибели Денни лежит гораздо глубже, в характере его веры, страстном и непримиримом.

Собственно, для Генри Бина, по его признанию, интереснее всего было исследование однокоренных чувств, лежащих в основе как страстной религиозности, так и социальной нетерпимости. Герой фильма с детства ищет свою правду в общепринятом, препираясь с учителем в хедере. Его, воспитанного в религиозной еврейской семье, корежит от сознания беспомощности своего народа, его покорной жертвенности. В поисках силы он приходит к неофашисткой идеологии. С накаченными мускулами, безжалостный и беспощадный, он избивает очкарика с пейсами и кричит в истерике: «Сопротивляйся!» Он осуждает ветхозаветного Бога за требование жертвы от Авраама, Авраама -- за готовность принести эту жертву, и, не замечая того, сам повторяет борьбу Иакова.

Тема богоборчества, не слишком внятная вначале, все активнее звучит в картине. Становится ясно, что на сторону врагов своего народа юный фанатик переходит от слишком сильной любви к нему, от невыносимости сочувствия и непонимания его вечной склоненности, от невозможности иначе от него дистанцироваться.

Все это вполне интересно и редко проходит на экраны, где уже давно не принято обсуждать «мировоззренческие» вопросы. Однако если убрать безусловно табуированные в США, да и в России звучащие довольно резко антисемитские речи фашиствующего героя, которые, как опасаются некоторые, могут встретить сочувствие у части публики, фильм не так уж и скандален. В культуре рассматривали грани любви-ненависти и куда более глубоко. Здесь же, после первого шока от столь явного нарушения политкорректности, довольно скоро привыкаешь к словесному эквилибру теологических доводов, а внезапно начавшиеся призывы героя любить евреев (чтобы лишить их ореола исключительности и тем самым уничтожить их избранность) и вовсе кажутся ошибкой начинающего сценариста, в роли которого выступил сам режиссер. Это по его прихоти юный лидер скинхедов громит синагогу, но бережно сворачивает свитки Торы, спасая их от бесчестия. А его девушка, дочь руководителей неофашистской организации, с энтузиазмом изучает иврит и готова обрить голову, как настоящая еврейская женщина. Финал же картины и вообще кажется странным и надуманным -- заложив бомбу под синагогой, герой сначала намерен взорвать себя вместе с прихожанами, но затем человеколюбие побеждает, он выгоняет единоверцев из храма, погибая один.

В российском прокате фильм явно вызовет интерес, однако потомки семинаристов, под красными флагами взрывавших церкви, рубивших иконы и убивавших священников, могли бы рассказать о вере и фанатизме куда более интересные вещи, если бы, конечно, у них на то хватило художественной смелости и человеческой честности.

Фильм «Фанатик» в оригинальной копии с 17 августа можно смотреть в «Америка синема», а с 23 августа -- в «Ролане», «Киноцентре», «Победе», «Каро» 1 и 2.

Алена СОЛНЦЕВА