N°144
13 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  13.08.2001
Работа над ошибками
Гергиев потерпел поражение в Лондоне, но исправился в Зальцбурге

версия для печати
Одной из главных музыкальных тем уходящего лета стали неудачные гастроли Мариинки в лондонском «Ковент-Гардене». Череда вердиевских опер, длинный ряд которых начинал провальный «Бал-маскарад» в постановке Андрея Кончаловского, оказалась слишком смелым и досадно неправильным выбором для гастрольной программы гергиевской труппы. В прошлом году Гергиев привозил в Лондон Прокофьева, и все было хорошо -- ведь считается, что никто, кроме русских, не в состоянии разобраться с собственными классиками. Но операми Верди западную публику не удивишь. Она прекрасно знает, как их нужно исполнять, как долго и тщательно необходимо этому учиться, какого стиля добиваться. Выяснилось, что рядовые артисты Мариинки подобному искусству не обучены, нерядовых -- сложно достать, а одним гергиевским темпераментом высокую итальянскую классику не осилишь. В результате от местной прессы досталось и певцам, и постановкам (критики язвительно предпочитали экзотическую рутину старых спектаклей невнятному модернизму новых), и даже общему любимцу Гергиеву, которого, по мнению газет, было «не узнать».

По счастью, российским болельщикам гергиевской команды не пришлось долго горевать. Другим важным пунктом Мариинского театра стал этим летом Зальцбург. На самом престижном музыкально-театральном фестивале мира Гергиеву в этом году впервые была доверена собственная оперная постановка. На этот раз обошлось без просчетов. Автор музыки, естественно, наш -- Шостакович. Опера, естественно, -- «Леди Макбет Мценского уезда», а не компромиссная, подчищенная и облагороженная «Катерина Измайлова» (вторая редакция оперы, ставшая на Западе символом шостаковичевского поражения). Оркестр -- самый элитный на Зальцбургском фестивале, Венский филармонический, за пультом которого Гергиев бывал не раз и сотрудничество с которым пресса расценила очень положительно. «Мало кто может сравниться с Гергиевым в том, как он извлекает из партитуры умопомрачительную брутальность вместе с компенсирующей ее красотой», -- пишет по поводу зальцбургской постановки английская The Guardian.

Певцов из Мариинки (в заглавной роли Лариса Шевченко) немецкий режиссер Петер Муссбах научил играть с «мелодраматическим преувеличением, свойственным немому кино» (The Guardian). В образ Катерины он внес дополнительный штрих -- бальзаковский возраст, который, по всей видимости, многое должен объяснить. «Любовь Катерины стара, ее страсть немолода... Здесь правит бал сила отчаяния», -- учит режиссер. В музыке критика смакует иронические подтексты -- «глумливые вальсы, абсурдные марши, малоприятные польки», -- призванные изобразить «Матушку-Русь постоянно возрождающимся чудовищем» (Frankfurter Allgemeine Zeitung). А Валерия Гергиева хвалит за то, что он «странствует по свету, чтобы служить своему театру» и «посткоммунистической России», в которой, судя по рассуждениям газеты Salzburger Festspiele, главной проблемой остаются перебои с горячей водой.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.08.2001
«Фабрика театральных событий» выпустила «Последнего Дон Жуана»
Нет в нашей стране драматурга, более популярного среди широких народных масс, чем Эдвард Радзинский. Да и кого еще центральное телевидение будет за здорово живешь показывать в прайм-тайм населению? Михаила Рощина? Александра Гельмана? И что они нам расскажут? Как рабочие сталелитейного цеха истосковались по заседаниям парткома? А Эдвард Радзинский, страстно жестикулируя, романтически вглядываясь в даль, неистово вращая глазами и переходя в патетических местах на фальцет, с легкостью превратит сложную драматургию истории в лихой боевик и душераздирающую мелодраму... >>
  • //  13.08.2001
Умер кинорежиссер Станислав Ростоцкий
В ночь на субботу по дороге на выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» скончался выдающийся режиссер Станислав Ростоцкий. Смерть наступила от сердечного приступа. В апреле следующего года ему исполнилось бы 80 лет... >>
  • //  13.08.2001
Вышли в свет дневники Василия Катаняна
«Лоскутное одеяло» Василия Катаняна («Вагриус», 2001) -- это, конечно, не совсем дневники. Добросовестные записи, которые он вел с самого детства (в книге точкой отсчета выбран 1943 год -- перед самым поступлением во ВГИК на один курс с Рязановым, Ростоцким, Кулиджановым, а точкой завершающей стала смерть автора в 1999 году), то и дело сбиваются на минипортреты Майи Плисецкой, Поля Робсона, Людмилы Зыкиной, Аркадия Райкина, Сергея Параджанова и многих других -- тех, кого Катанян снимал в своих документальных фильмах, и тех, с кем свела его жизнь... >>
  • //  13.08.2001
Гергиев потерпел поражение в Лондоне, но исправился в Зальцбурге
Одной из главных музыкальных тем уходящего лета стали неудачные гастроли Мариинки в лондонском «Ковент-Гардене». По счастью, российским болельщикам гергиевской команды не пришлось долго горевать. Другим важным пунктом Мариинского театра стал этим летом Зальцбург. На самом престижном музыкально-театральном фестивале мира Гергиеву в этом году впервые была доверена собственная оперная постановка, и на этот раз обошлось без просчетов. >>
  • //  13.08.2001
«Вагриус» издал записные книжки Евгения Замятина
Хотя писательские записные книжки ведутся не для публики, читать их интересно почти всегда. Но и у этого «промежуточного» жанра есть свои избранники. Евгений Замятин -- из их числа. По насыщенности «фактурой», афористичной точности, скрытой сюжетной энергии его рабочие записи могут равняться лишь с «заметками для себя» читательских любимцев -- Чехова и Ильфа... >>
  • //  13.08.2001
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Бориса Чиркова
Фамилию Удивительный носил персонаж Чиркова в фильме братьев Васильевых «Фронт». Однако с не меньшим основанием это определение подходит и к другим его героям, и к самому артисту... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика