|
|
N°144, 13 августа 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Работа над ошибками
Гергиев потерпел поражение в Лондоне, но исправился в Зальцбурге
Одной из главных музыкальных тем уходящего лета стали неудачные гастроли Мариинки в лондонском «Ковент-Гардене». Череда вердиевских опер, длинный ряд которых начинал провальный «Бал-маскарад» в постановке Андрея Кончаловского, оказалась слишком смелым и досадно неправильным выбором для гастрольной программы гергиевской труппы. В прошлом году Гергиев привозил в Лондон Прокофьева, и все было хорошо -- ведь считается, что никто, кроме русских, не в состоянии разобраться с собственными классиками. Но операми Верди западную публику не удивишь. Она прекрасно знает, как их нужно исполнять, как долго и тщательно необходимо этому учиться, какого стиля добиваться. Выяснилось, что рядовые артисты Мариинки подобному искусству не обучены, нерядовых -- сложно достать, а одним гергиевским темпераментом высокую итальянскую классику не осилишь. В результате от местной прессы досталось и певцам, и постановкам (критики язвительно предпочитали экзотическую рутину старых спектаклей невнятному модернизму новых), и даже общему любимцу Гергиеву, которого, по мнению газет, было «не узнать».
По счастью, российским болельщикам гергиевской команды не пришлось долго горевать. Другим важным пунктом Мариинского театра стал этим летом Зальцбург. На самом престижном музыкально-театральном фестивале мира Гергиеву в этом году впервые была доверена собственная оперная постановка. На этот раз обошлось без просчетов. Автор музыки, естественно, наш -- Шостакович. Опера, естественно, -- «Леди Макбет Мценского уезда», а не компромиссная, подчищенная и облагороженная «Катерина Измайлова» (вторая редакция оперы, ставшая на Западе символом шостаковичевского поражения). Оркестр -- самый элитный на Зальцбургском фестивале, Венский филармонический, за пультом которого Гергиев бывал не раз и сотрудничество с которым пресса расценила очень положительно. «Мало кто может сравниться с Гергиевым в том, как он извлекает из партитуры умопомрачительную брутальность вместе с компенсирующей ее красотой», -- пишет по поводу зальцбургской постановки английская The Guardian.
Певцов из Мариинки (в заглавной роли Лариса Шевченко) немецкий режиссер Петер Муссбах научил играть с «мелодраматическим преувеличением, свойственным немому кино» (The Guardian). В образ Катерины он внес дополнительный штрих -- бальзаковский возраст, который, по всей видимости, многое должен объяснить. «Любовь Катерины стара, ее страсть немолода... Здесь правит бал сила отчаяния», -- учит режиссер. В музыке критика смакует иронические подтексты -- «глумливые вальсы, абсурдные марши, малоприятные польки», -- призванные изобразить «Матушку-Русь постоянно возрождающимся чудовищем» (Frankfurter Allgemeine Zeitung). А Валерия Гергиева хвалит за то, что он «странствует по свету, чтобы служить своему театру» и «посткоммунистической России», в которой, судя по рассуждениям газеты Salzburger Festspiele, главной проблемой остаются перебои с горячей водой.
Екатерина БИРЮКОВА