N°144
13 августа 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
  ПОИСК  
  • //  13.08.2001
Под черным солнцем
«Вагриус» издал записные книжки Евгения Замятина

версия для печати
Хотя писательские записные книжки ведутся не для публики, читать их интересно почти всегда. Но и у этого «промежуточного» жанра есть свои избранники. Евгений Замятин -- из их числа. По насыщенности «фактурой», афористичной точности, скрытой сюжетной энергии его рабочие записи могут равняться лишь с «заметками для себя» читательских любимцев -- Чехова и Ильфа. («Интимная» фрагментарная проза Вяземского, Розанова, Лидии Гинзбург -- явление иного плана; они работали с расчетом на стороннее прочтение.) Эффектность замятинских записей не удивительна -- автор «Уездного», «На куличках», «Ловца человеков», «Пещеры», «Мы», «Наводнения» делал сознательную ставку на лаконизм, отточенную и парадоксальную деталь, конденсированную сюжетность. Он знал цену обыденным странностям, незамечаемому горькому идиотизму каждодневной жизни. Он как мало кто умел расслышать в случайном словце, разглядеть в уличном эпизодике страшную символику истории.

«Агроном кормил мужиков сыром. Мужики говорили: -- Барин -- хороший, а только мылом угощал. Мы фунта 2 этого мыла приели, гаведно, а никак нельзя, помещика обидеть не хотели, барин больно хороший». Чего здесь больше, дикости или благодушного терпения, что совсем скоро (запись времен первой мировой войны) обернется осатанелой яростью. Получит «хороший барин» за свое «мыло» все, что причитается.

«За бывшей княгиней ухаживает старик-татарин. Ревнует ее. Княгиня перестает торговать куклами -- спекулирует бриллиантами, играет в Владимирском клубе. Кончается тем, что ее нашли убитой на квартире». Это из «Рынка» -- примерно двухстраничного конспекта, что мог бы развернуться в фантасмагорический роман о жизни «бывших» после революции.

«Шествие детей 1 мая. На одном из флагов надпись «Смерть Колчаку». Мальчик подходит к наставнице и спрашивает: -- А что его, Колчака, при нас убивать будут? Посмотреть можно будет?» Вот вам «чистое детство» (в перспективе Настя из платоновского «Котлована») -- вот вам «цена человеческой жизни» (в перспективе едва ли не вся литература о гражданской войне).

«В монастыре монашество -- пролетариат: младшие монахи -- против старших. Протокол общего собрания рабочих коммуны. Во имя Отца и Сына и Святого духа... Старший -- после визита председателя исполкома -- посылает ему телеграмму: «Молю о вечном здоровьи». И задавайся потом безответным вопросом: Отчего это на Святой Руси случиться революции? Каким ветром в нашу благолепную Лебедянь большевиков понанесло? Да просто все: «Купцы составили приговор: «Постановили считать себя беднейшими крестьянами и рабочими, о чем и доводим до сведения властей...» Купцы строем шагают в «беднейшие», но и «беднейшие» шуруют не хуже былых самодуров: «Мужик привез себе рояль. В дверь избы не входит: не рубить же дверь? Отпилили бок у клавиатуры. -- Да ты что же это делаешь? -- А что? Там еще осталось довольно -- ребятам хватит». И надо всем этим: «Печать только свободная; прочая запрещена».

Запрещена -- и ладно. В революционной России Замятин записывает частушки: В моей милке сто пудов -- / Не боится верблюдов./ От нее все верблюды/ Разбежались кто куды. Оказавшись на Западе -- констатирует: «В эмиграции -- два наиболее ходовых автора: на первом месте Елена Молоховец, на втором -- Пушкин». И рядом: «Черное солнце: когда восходит, от него все темнеет, наливается черным...»
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  13.08.2001
«Фабрика театральных событий» выпустила «Последнего Дон Жуана»
Нет в нашей стране драматурга, более популярного среди широких народных масс, чем Эдвард Радзинский. Да и кого еще центральное телевидение будет за здорово живешь показывать в прайм-тайм населению? Михаила Рощина? Александра Гельмана? И что они нам расскажут? Как рабочие сталелитейного цеха истосковались по заседаниям парткома? А Эдвард Радзинский, страстно жестикулируя, романтически вглядываясь в даль, неистово вращая глазами и переходя в патетических местах на фальцет, с легкостью превратит сложную драматургию истории в лихой боевик и душераздирающую мелодраму... >>
  • //  13.08.2001
Умер кинорежиссер Станислав Ростоцкий
В ночь на субботу по дороге на выборгский кинофестиваль «Окно в Европу» скончался выдающийся режиссер Станислав Ростоцкий. Смерть наступила от сердечного приступа. В апреле следующего года ему исполнилось бы 80 лет... >>
  • //  13.08.2001
Вышли в свет дневники Василия Катаняна
«Лоскутное одеяло» Василия Катаняна («Вагриус», 2001) -- это, конечно, не совсем дневники. Добросовестные записи, которые он вел с самого детства (в книге точкой отсчета выбран 1943 год -- перед самым поступлением во ВГИК на один курс с Рязановым, Ростоцким, Кулиджановым, а точкой завершающей стала смерть автора в 1999 году), то и дело сбиваются на минипортреты Майи Плисецкой, Поля Робсона, Людмилы Зыкиной, Аркадия Райкина, Сергея Параджанова и многих других -- тех, кого Катанян снимал в своих документальных фильмах, и тех, с кем свела его жизнь... >>
  • //  13.08.2001
Гергиев потерпел поражение в Лондоне, но исправился в Зальцбурге
Одной из главных музыкальных тем уходящего лета стали неудачные гастроли Мариинки в лондонском «Ковент-Гардене». По счастью, российским болельщикам гергиевской команды не пришлось долго горевать. Другим важным пунктом Мариинского театра стал этим летом Зальцбург. На самом престижном музыкально-театральном фестивале мира Гергиеву в этом году впервые была доверена собственная оперная постановка, и на этот раз обошлось без просчетов. >>
  • //  13.08.2001
«Вагриус» издал записные книжки Евгения Замятина
Хотя писательские записные книжки ведутся не для публики, читать их интересно почти всегда. Но и у этого «промежуточного» жанра есть свои избранники. Евгений Замятин -- из их числа. По насыщенности «фактурой», афористичной точности, скрытой сюжетной энергии его рабочие записи могут равняться лишь с «заметками для себя» читательских любимцев -- Чехова и Ильфа... >>
  • //  13.08.2001
Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Бориса Чиркова
Фамилию Удивительный носил персонаж Чиркова в фильме братьев Васильевых «Фронт». Однако с не меньшим основанием это определение подходит и к другим его героям, и к самому артисту... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика