N°121
11 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  11.07.2001
Пьеса остается с человеком
В Москве закончился фестиваль молодой драматургии

версия для печати
Как у всякого начинания, у фестиваля молодой драматургии были свои доброжелатели и подвижники (они есть до сих пор), а также завистники и хулители, которые давно бы уже перевелись (все новое раздражает лишь поначалу, а потом становится делом привычным и сильных эмоций обычно не вызывает), если бы не одно обстоятельство. В конце 90-х новую жизнь в этот фестиваль вдохнули миссионеры из английского театра Royal Court. Это очень известный театр, представители которого одержимы специфической театральной политкорректностью, -- они уверены, что именно драматург является главным действующим лицом современного театрального процесса, и считают, что его права несправедливо ущемлены вконец распоясавшимися режиссерами. Последние, во-первых, делают с текстами что захотят, во-вторых, предпочитают ставить классиков (они все умерли и роптать не будут). Поэтому -- чтобы сохранить экологическое равновесие -- режиссеров надо держать в узде, а драматургам предоставлять режим наибольшего благоприятствования.

То, что пьесы новые нужны, пьесы новые важны, что молодые таланты надо находить и пестовать, вряд ли вызовет у кого возражение. И послужной список фестиваля в этом смысле радует -- сделано действительно немало. Но позиция Royal Court уже тянет на идеологию, делящую мир на правых и виноватых, обидчиков и обиженных. И если любимовское начинание само по себе хочется всячески поддерживать, то с идеологией, у которой среди устроителей фестиваля нашлось немало апологетов, хочется спорить. Тем более что сам фестиваль, проведенный в этом году в Москве, да еще сразу после Олимпиады (соседство это оказалось одновременно полезным и роковым), основной тезис ройал-кортовских миссионеров о центральной роли драматурга в современном театральном процессе скорее опроверг.

Первое, в чем мог убедиться человек, исправно посещающий читки новых пьес, так это обилие литературно одаренных людей, предпочитающих прозе драматургию. Некоторых из них -- например, явно незаурядного драматурга-режиссера Ивана Вырыпаева из Иркутска -- фестиваль открыл в прямом смысле этого слова. Как открывают какое-нибудь месторождение. Его пьеса «Сны», уже представленная в Royal Court в показе Деклана Доннеллана, это несколько инфантильная, но по-своему талантливая психоделика. Попытка, покопавшись в глубинах коллективного бессознательного и собственного подсознания, ответить на самые существенные вопросы бытия -- что такое любовь, красота, Бог, ад. Это предельный субъективизм, доходящий порой до солипсизма. Ибо все вышеперечисленные понятия, по Вырыпаеву, лишены онтологического наполнения. Они не более чем фантомы сознания. Текст пьесы состоит в основном из дефиниций, самая простая и запоминающаяся из которых: «Бог -- это я».

Пьеса екатеринбуржца Алексея Вдовина напоминает знаменитый фильм Роберта Олтмэна «Короткий монтаж». Никакой психоделики, сплошной реализм. Параллельно рассказывается несколько историй. Их герои -- люди из разных социальных слоев, вроде бы бесконечно далекие друг от друга, но на самом деле связанные невидимыми нитями. Главное здесь не интрига, а общее ощущение современной жизни, переданное автором очень точно и умно. Пьеса «Рыбалка» Ильи Фальковского (более известного в качестве поэта и литературного критика) подкупает знанием предмета (тонкостей рыбной ловли), мужицкой лексики и вообще всей мифологии, связанной с почти сакральным для настоящего русского человека актом вытягивания рыбки из пруда. Пьеса «Ощущение бороды» Ксении Драгунской -- умением смешать воедино лирическую иронию и сказочный абсурд (люди здесь все больше узнаваемые, а мир вокруг какой-то былинный). И наконец, фантастически смешная комедия «Европа -- Азия» братьев-екатеринбуржцев Олега и Владимира Пресняковых о том, как смышленые и артистичные обитатели земли русской облапошивают наивных иностранцев, буквально валит с ног. Тема избитая, но подана очень остроумно. Слушаешь -- помираешь от смеха.

В общем, впечатления от мероприятия вроде бы отрадные. И тем не менее всю дорогу не оставляет ощущение, что к судьбе и истории современного театра эти тексты имеют отношение весьма отдаленное. К судьбе и истории литературы -- может быть.

Произведения фестивальных, повторим, очень разных авторов оказались похожи в одном -- они всякий раз напоминали не пьесу, предназначенную для постановки, а талантливый эскиз. Набросок к спектаклю. Герои и ситуации яркие, запоминающиеся, но плоские, в них нет никакой загадки. Их невозможно взять глубоким бурением. Зато с налета -- очень интересно и увлекательно. В этом смысле читка очень выигрышна. Собираются актеры (кстати, в основном хорошие) и под руководством режиссера выразительно читают пьесу вслух. Вместе с ремарками. Иногда и мизансцен никаких нет. Только одна -- фронтальная. Радуешься любой удачно найденной интонации, любому точному жесту. Но сложно представить себе, чтобы «Сны», «Рыбалка» или «Ощущение бороды» стали основой полноценного спектакля. Всякий режиссер, решившийся на постановку, неизбежно окажется в положении Буратино, проткнувшего носом нарисованную дверь. Поражает обилие и длина ремарок. Очень часто это лучшие места пьес. Но сие обстоятельство как раз и огорчает. Если драматург переходит на язык прозы -- значит, выразить свое отношение к жизни с помощью диалогов третьих лиц удается не очень. Современная драма -- это почти всегда драма для чтения. В данном случае актерского чтения, и этот новый жанр (особенно если к нему прилагают руку такие талантливые люди, как режиссер Кирилл Серебренников) вполне может составить конкуренцию многим репертуарным спектаклям. Прекрасно организованными читками, а не утверждением роли драматурга в современном театре и стоит, как мне кажется, гордиться фестивалю. Открытые им авторы вряд ли выберутся на просторы мирового театра, но прийти к ним в гости -- особенно после Олимпиады -- очень приятно. Все равно как приехать из огромного, шумного мегаполиса в уютный сельский уголок.

Подпись к фото: Спектакль мастерской новой пьесы «Бабы» поставлен на документальном материале переписки женщин -- матерей, сестер, невест -- с солдатами



Справка:

Фестиваль был основан в 1990 году и чаще всего проходил в Любимовке, подмосковном имении Станиславского. Здесь впервые были представлены пьесы Михаила Угарова, Алексея Слаповского, Елены Греминой, Ольги Мухиной, Ксении Драгунской, Максима Курочкина, Екатерины Нарши. «Любимовские» пьесы «Путешествия на краю» Ивана Савельева, «Русская народная почта» Олега Богаева, «Пластилин» Василия Сигарева получили драматургическую премию «Антибукер». В этом году фестиваль впервые проходил в Москве. Пьесы отбирались в результате открытого конкурса. В творческий совет фестиваля входят известные драматурги разных поколений -- Михаил Рощин, Виктор Славкин, Алексей Казанцев, Владимир Гуркин, Михаил Угаров, Елена Гремина, Ксения Драгунская, Максим Курочкин.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  11.07.2001
В Москве закончился фестиваль молодой драматургии
Как у всякого начинания, у фестиваля молодой драматургии были свои доброжелатели и подвижники (они есть до сих пор), а также завистники и хулители, которые давно бы уже перевелись (все новое раздражает лишь поначалу, а потом становится делом привычным и сильных эмоций обычно не вызывает), если бы не одно обстоятельство. В конце 90-х новую жизнь в этот фестиваль вдохнули миссионеры из английского театра Royal Court. Это очень известный театр, представители которого одержимы специфической театральной политкорректностью, -- они уверены, что именно драматург является главным действующим лицом современного театрального процесса, и считают, что его права несправедливо ущемлены вконец распоясавшимися режиссерами... >>
  • //  11.07.2001
Сегодня в Москву с неофициальным дружеским визитом прибывает голливудский актер Джим Керри. Его визит, как стало известно, не связан с какими бы то ни было совместными кинопроектами, выбором натуры для грядущих съемок или рекламой очередных премьер. Керри приезжает сначала в Москву, а затем и в Петербург в качестве обыкновенного туриста -- посмотреть Кремль, погулять по Невскому, не давать никаких интервью и в полной мере насладиться исконным русским гостеприимством, о котором в Голливуде наверняка успел рассказать всем недавний московский визитер Джек Николсон... >>
  • //  11.07.2001
За три года судьба имущества великой балерины так и не решилась
По словам главного налогового инспектора налоговой инспекции №5 города Москвы Анны Рябцевой, поскольку за три года вопрос о судьбе квартиры и имущества балерины так и не решен, они за неимением прямых наследников перешли в собственность государства в лице районной налоговой инспекции. Впрочем, добавляет она, наследство не представляет особой ценности -- «там всего одна именная медаль, остальное все -- побрякушки»... >>
  • //  11.07.2001
В Ковент-Гардене продолжаются гастроли Мариинского театра
Нынешние выступления театра юбилейные -- ровно 40 лет назад его искусство увидела искушенная британская публика. Прошлогодние лондонские гастроли Мариинки, проходившие при переполненном зале, критики назвали легендарными, а наследник престола принц Чарльз не удержался и поднялся на сцену, чтобы выразить восхищение постановкой оперы Прокофьева «Война и мир». В этот раз любители классической хореографии особо ожидали приезда балетной труппы, поскольку помимо традиционного репертуара -- спектаклей «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Корсар» -- Мариинский театр представил собственную версию постановки британского балета «Манон»... >>
  • //  11.07.2001
35-й джазовый фестиваль в Монтре
В щвейцарском городе Монтре очередной раз проходит самый престижный ежегодный джазовый фестиваль, придуманный 35 лет назад швейцарским энтузиастом Клодом Нобсом. Уже в первые годы существования Montreux Jazz Festival снискал всемирную известность, прославив городок у озера Женева на весь мир. Каждый год фестиваль менялся: сроки проведения становились все длиннее (от трех дней в 1967 году до двух недель в этом), состав участников -- все разнообразнее. В этом году среди прочих в Монтре выступят модная электронная английская группа Spacek и «отец» трип-хопа Трики... >>
  • //  11.07.2001
В бутике James открылась выставка фоторабот Николая Бахарева
Пресс-релиз выставки начинается со слов «James -- это...». На следующей странице говорится, кто такой Бахарев. В принципе здесь так принято: прежде всего о себе, «совершенно новом для России проекте», потом о выставке. Но в случае с данной выставкой это правильный прием: James для Бахарева -- место на редкость адекватное; контекст, играющий на главный эффект его фотографий, -- эффект контраста... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика