N°117
05 июля 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  05.07.2001
Павшие под Иркутском
В России объявлен траур в связи с крупнейшей авиакатастрофой пятилетия

версия для печати
Президент Путин объявил 5 июля днем траура в память о 145 пассажирах и членах экипажа российского самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу во вторник вечером под Иркутском. Такой масштабной по числу жертв трагедии в России не случалось со дня гибели в августе прошлого года атомной подлодки «Курск». Для российской гражданской авиации она стала самой крупной аварией за последние 5 лет.

Впрочем, власти пока не склонны делать далеко идущих выводов о состоянии безопасности полетов. Госавиаслужба не стала, как раньше в подобных случаях, вводить запрет на эксплуатацию всех лайнеров этого типа. А глава МЧС Сергей Шойгу, непосредственно руководивший поисково-спасательной операцией, был очень осторожен в оценках и призвал не торопиться с выдвижением конкретных версий как минимум до расшифровки «черных ящиков». Судя по первым впечатлениям специалистов, причиной трагедии стал так называемый «человеческий фактор» -- ошибка пилотов или наземных служб. Хотя члены правительственной комиссии, приступившие вчера к расследованию причин катастрофы борта RA-85845, допускают все возможные варианты.

Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа» выполнял регулярный рейс 352 Екатеринбург--Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. На борту лайнера находились, согласно данным Минтранса, 136 пассажиров, среди которых было шесть детей и 12 иностранцев (в основном граждан Китая). Экипаж состоял из девяти человек. Из Екатеринбурга самолет вылетел в 19.10 по московскому времени, с небольшим опозданием, которое, впрочем, объяснялось организационными причинами. В 20.50 командир запросил у диспетчерских служб иркутского аэропорта разрешения на посадку. Однако взлетно-посадочная полоса оказалась занята, и экипажу дали указание сделать несколько кругов в воздухе. В 21.07, когда самолет пошел на третий круг, пилоты получили команду с земли заходить на посадку. После чего Валентин Гочарук доложил о снижении до 900 метров, сообщил, что выпустил закрылки и шасси, и видит посадочную полосу. Это были последние слова, которые на земле слышали от борта RA-85845. В 21.10 Ту-154 исчез с экранов слежения.

Обломки самолета нашли всего через час с помощью высланных на его поиски спасательных вертолетов. Место падения -- лесную поляну на окраине деревни Бурдаковка -- указал один из местных жителей, позвонивший в милицию. Самолет буквально развалился на мелкие куски, более или менее уцелела только хвостовая часть. Были найдены останки всех 145 пассажиров и членов экипажа. Правда, вчера к вечеру эсперты смогли опознать меньше половины из них.

Сразу же после известия о катастрофе для расследования ее причин глава правительства Михаил Касьянов создал комиссию во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. В нее вошли 25 человек из Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Минтранса, ФСБ, прокуратуры, МВД, КБ им. Туполева и самарского авиастроительного завода «Авиакор», где был собран злосчастный Ту-154.

Прибывшие из Москвы эксперты только вчера к вечеру смогли приступить к детальному изучению обломков самолета и с конкретными выводами не торопились. Однако все сходились во мнениях, что лайнер упал «очень странно». Судя по разбросу обломков, основная часть которых осталась на пятачке 90х60 м, Ту-154 буквально шлепнулся на землю, причем в момент падения его нос оказался почему-то развернут в сторону, противоположную направлению полета. Никто из специалистов такому сочетанию обстоятельств вразумительного объяснения дать не смог. Очевидно, что поскольку экипаж ничего не успел сообщить на землю, самолет упал за считанные секунды. Произойти такое могло лишь в трех случаях: либо из-за одновременного отказа всех трех двигателей, что маловероятно, особенно для такой машины, как Ту-154; либо из-за выхода из строя системы гидравлики, которая обеспечивает работу всех систем управления самолетом; либо из-за ошибки пилотирования. Некоторые специалисты вчера высказали мнение, что технические сбои отчасти мог вызвать сложный рельеф в окрестностях иркутского аэропорта -- он расположен среди холмов, и при заходе на посадку самолетам приходится совершать намного больше сложных маневров, чем обычно, в связи с чем резко возрастает нагрузка на все его агрегаты. Однако представители МАК и ОАО «Авиакор» заявили вчера, что именно этот Ту-154, согласно всем документам, находился как минимум в неплохом техническом состоянии. Он был выпущен в 1986 году, 14 лет эксплуатировался китайской авиакомпанией, а в декабре прошлого года его приобрел «Владивосток Авиа». При этом ресурс самолета был выработан не больше чем на две трети и за все время службы прошел три капитальных ремонта, причем последний -- лишь в минувшем апреле на Внуковском авиаремонтном заводе. Кроме того, непосредственно перед вылетом он прошел полный технический контроль, и сам экипаж не высказывал перед полетом никаких нареканий. Гендиректор ОАО «Авиакор» Владимир Белогуб заявил, что по статистике практически все аварии Ту-154 происходили либо из-за неудовлетворительного техобслуживания, либо в связи с невнимательным пилотированием.

Тем не менее прокуратура, возбудившая уголовное дело по ст. 263 ч. 3 УК РФ (нарушение правил безопасности при эксплуатации воздушных судов), изъяла в аэропорту Екатеринбурга и в самой авиакомпании всю техническую документацию, касающуюся погибшего самолета. Одновременно следователи арестовали все задействованные в тот трагический вечер в иркутском аэропорту средства контроля диспетчерских служб. От работы также отстранены бригада диспетчеров, работавшая 3 июля в аэропорту Иркутска, и бригада техников екатеринбургского аэропорта Кольцово.


Страховые выплаты родственникам погибших
В первых сообщениях с места иркутской трагедии вчера прозвучали странноватые цифры: назывались суммы страховых выплат родственникам погибших пассажиров Ту-154 в размере 12 тысяч рублей, а величина ущерба от потери самолета определялась в 60 млн руб. Комментарий Дальневосточной акционерной страховой компании (ДАСК), застраховавшей злополучный рейс, относительно столь огромного разрыва в суммах вчера получить не удалось: телефоны ДАСК не отвечали. Но, как выяснила газета «Время новостей», информация о выплате родственникам погибших пассажиров 12 тыс. руб. достоверна, но неполна. Потому что 12 тыс. -- это лишь часть страховки, которая выплачивается в соответствии с президентским указом об обязательном страховании жизни и здоровья пассажиров. Но эта страховка -- лишь дополнение к обязательному страхованию ответственности перевозчика, предусмотренному Воздушным кодексом РФ (ВК).
Как пояснил нам руководитель одной из страховых компаний, в соответствии с ВК, жизнь и здоровье пассажиров самолета должны быть застрахованы не менее чем на 1000 МРОТ. Это -- 100 тыс. руб. (для расчета страховых выплат используется величина МРОТ, не совпадающая с текущим его значением. -- Ред.). «Это -- минимальные требования. Возможно, ДАСК и «Владивосток-АВИА» договорились и о больших суммах», -- предположил наш собеседник.
Как поясняют эксперты, если выплаты по президентскому указу осуществляются достаточно быстро (примерно полгода), расчеты по страхованию ответственности могут затянуться на несколько лет. Дело в том, что для для получения страховки пострадавшие (или их родственники) должны сначала доказать размер ущерба, подтвердив его документально. Эта сумма может оказаться значительно выше, чем определено страховым договором. Как правило, решение о размере выплат принимает суд.
(Елена МЯЗИНА)


СПРАВКА
Ту-154, самый массовый российский самолет для авиалиний средней протяженности, был разработан в конструкторском бюро имени Туполева в 1962 году. В 1972 году на Куйбышевском авиационном заводе начали серийное производство Ту-154, которое продолжалось до 1996 года. За 25 лет было выпущено более 900 машин разных модификаций (300 из них были проданы за рубеж.) По данным международной организации гражданской авиации IKAO, в мире разбилось около 40 пассажирских лайнеров этого типа. Чаще всего аварии происходили по вине экипажа и наземных служб, отвечающих за техническое состояние самолетов. Самая крупная катастрофа произошла на территории СССР 10 июля 1985 года. Самолет «Аэрофлота», вылетевший из Ташкента, по вине экипажа вошел в плоский штопор и разбился вблизи Учкудука. В катастрофе погибли 200 человек. По мнению специалистов Минтранса, на сегодняшний день Ту-154 технически устарел, и к концу 2006 года планируется прекратить его эксплуатацию.
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН, Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург, Михаил КУКУШКИН

  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  05.07.2001
В России объявлен траур в связи с крупнейшей авиакатастрофой пятилетия
Президент Путин объявил 5 июля днем траура в память о 145 пассажирах и членах экипажа российского самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу во вторник вечером под Иркутском. Такой масштабной по числу жертв трагедии в России не случалось со дня гибели в августе прошлого года атомной подлодки «Курск». Для российской гражданской авиации она стала самой крупной аварией за последние 5 лет. >>
  • //  05.07.2001
У концерна ТВЭЛ -- производителя и поставщика российского ядерного топлива за рубеж -- должен появиться президент. По информации, которую газете «Время новостей» подтвердили на самом предприятии, кандидатура питерского связиста Александра Няго уже одобрена Минимущества и вице-премьером Ильей Клебановым. Теперь представление о назначении ушло на подпись к Михаилу Касьянову. Источник газеты «Время новостей» в Минатоме утверждает, что кандидат вряд ли «в последний момент сойдет с дистанции, поскольку о его назначении договорились наверху». >>
  • //  05.07.2001
Мосгордума намерена облегчить карманы горожан
Депутаты Мосгордумы внесли вчера весомый вклад в увеличение расходных статей бюджетов столичных семей. Причем если изменение тарифов на пользование водопроводом, а также наем и техническое обслуживание жилья ощутят все москвичи, и очень скоро, то включение в список облагаемого налогами имущества физических лиц «элитных» транспортных средств отразится на кошельках владельцев катеров, яхт, мотосаней только в следующем году... >>
  • //  05.07.2001
В Кремле снова вспомнили о планах проведения инвентаризации государственных активов и обязательств. Соответствующее поручение было дано Минфину, однако ведомство Алексея Кудрина с ним не справилось. На заседании правительства 5 апреля Михаил Касьянов, выслушав объяснения минфиновских чиновников об отсутствии результатов инвентаризации и наличии только методики счета государственного «всего», резко прервал их доклад и снял вопрос с повестки дня. Даны были новые сроки: конец мая -- начало июня. Но и к этому сроку результата не было. Как говорят в Белом доме, «вопрос завис». >>
  • //  05.07.2001
Основные направления реформы местного самоуправления, похоже, начинают потихоньку прорисовываться. Вероятно, разграничение полномочий между региональными и местными властями и закрепление за муниципалитетами доходных источников пойдет параллельно с усечением этих полномочий и повышением ответственности местных властей. >>
  • //  05.07.2001
Воспоминания Новочеркасска
Спустя почти 40 лет после восстания рабочих в Новочеркасске люди, получившие тогда увечья и ранения, станут получать ежемесячную надбавку к пенсии. Такое решение принято на сессии законодательного собрания Ростовской области. Деньги для выплат предоставит областная казна. >>
  • //  05.07.2001
Российский ВМФ приступил к обкатке «путинского подарка»
Построенная на стапелях «Севмаша» атомная подлодка «Гепард» вышла в море для проведения заключительного этапа испытаний, после которых она будет включена в боевой состав российского ВМФ. В Северодвинске категорически отказываются конкретизировать программу и маршрут нынешнего похода субмарины, ссылаясь на соображения секретности. Судя по имеющейся информации, «Гепард» отправился на сей раз в сектор Баренцева моря, отведенный военным морякам для боевых стрельб, для того чтобы впервые опробовать в действии установленные на лодке системы вооружения, главной из которых являются крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3 тыс. километров. >>
  • //  05.07.2001
В ГИБДД подготовлен комментарий к правилам движения
Начальник Главного управления ГИБДД МВД генерал-лейтенант Владимир Федоров не побоялся признаться журналистам, что не уверен, что «назубок» по памяти сможет процитировать все положения Правил дорожного движения. Впрочем, он не видит в этом никакой беды, также как и не считает необходимым требовать от каждого водителя умения декламировать основной дорожный «закон» наизусть... >>
  • //  05.07.2001
Правительство попросит Думу поспешить с Земельным кодексом
Госдума не планирует рассматривать проект Земельного кодекса во втором чтении 14 июля, в последний день работы весенней сессии. Так по крайней мере утверждает председатель палаты Геннадий Селезнев. По его словам, «правительство нас об этом пока тоже не просило». За просьбой из Белого дома как раз дело не станет. Правительственный источник Интерфакса утверждает, что Михаил Касьянов уже в четверг намерен направить в Думу письмо с просьбой провести второе чтение Земельного кодекса в эту сессию, аккурат 14 июля. >>
  • //  05.07.2001
Владимиру Путину будет не стыдно показаться «восьмерке»
С чистой совестью летит сегодня вице-премьер Алексей Кудрин в Рим, куда съезжаются на саммит министры финансов стран «большой восьмерки». Дума, приняв вчера во втором чтении закон о борьбе с легализацией преступных доходов, снарядила вице-премьера почти готовым козырем, ясно доказывающим, что России теперь не место в списке стран, на территории которых легко отмываются «грязные» деньги. Уже не имеет значения то, что проект не прошел стилистической обработки третьего чтения. Не дожидаясь его, г-н Кудрин вправе будет сказать своим зарубежным коллегам то же самое, что говорил вчера депутатам: Россия вступила на путь борьбы с отмыванием преступных капиталов. >>
  • //  05.07.2001
4 июня должен был наступить мир во всем мире
В среду в Москве должен был начать свою работу совместный российско-американский центр слежения за ракетными пусками. Эту инициативу, зафиксированную на высшем -- президентском уровне, и в России, и в США в течение последнего года неоднократно называли в числе «важнейших приоритетов стратегической стабильности». Однако 4 июля ни одна из сторон предпочла об этом не вспоминать: судя по всему, перспективы создания центра (зафиксированное в документах его полное название выглядит так -- совместный центр обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках, или сокращенно ЦОД) становятся все более призрачными. >>
  • //  05.07.2001
МВД предупреждает: далеко не все лекарства одинаково полезны
Масштабную проверку всего фармацевтического рынка России завершили на днях сотрудники Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД. В основном операция была направлена на выявление фальшивых лекарств, и за несколько месяцев сыщикам удалось изъять из оборота десятки тонн подделок. Попутно изучалась ситуация с распределением препаратов, поступающих из-за рубежа по гуманитарной линии. Тут тоже была выявлена масса нарушений: некоторые организации, отвечающие за распределение помощи, делают на этом бизнес. >>
  • //  05.07.2001
Одно из химических предприятий Санкт-Петербурга -- завод «Красный химик» лишился вчера в результате пожара своего склада готовой продукции. >>
  • //  05.07.2001
В Московский окружной военный суд, рассматривающий дело об убийстве журналиста «МК» Дмитрия Холодова, вызван для дачи показаний бывший начальник управления по расследованию особо важных дел Генпрокуратуры Владимир Казаков -- он долгое время курировал следствие по делу об убийстве журналиста. >>
  • //  05.07.2001
Около одного гектара леса в Лобнинском лесхозе Московской области в районе аэропорта Шереметьево оказалось залито керосином в результате аварии на трубопроводе. >>
  • //  05.07.2001
В женевском Дворце правосудия вчера продолжился начавшийся во вторник допрос Павла Бородина. Госсекретарь союзного государства России и Белоруссии заявил, что на очередном допросе было «как всегда» -- Бородин по совету своих адвокатов вновь воспользовался конституционным правом хранить молчание. >>
  • //  05.07.2001
В Санкт-Петербурге в ночь на среду был найден грудной младенец четырех дней от роду, похищенный в минувшую субботу из 10-го роддома Красносельского района. >>
  • //  05.07.2001
Вопросы реформирования российской электроэнергетики продолжают обсуждаться в высоких кабинетах. По сведениям газеты «Время новостей», во вторник состоялась встреча Владимира Путина с иностранными акционерами РАО «ЕЭС России» и «Ленэнерго», в которой также участвовали советник президента Андрей Илларионов и глава МЭРТ Герман Греф. >>
  • //  05.07.2001
Дума заблокировала право на пребывание во власти по три-четыре срока почти для всех губернаторов. Для этого ей потребовалось почти полтора года. >>
  • //  05.07.2001
Михаил Горбачев и Константин Титов представили вчера оргкомитет единой социал-демократической партии. На совместном заседании члены новой организации первым делом условились обращаться друг к другу по-советски, не иначе, как «товарищ». >>
  • //  05.07.2001
Бывшие члены ГКЧП решили заранее отметить десятилетие событий августа 1991-го -- вчера они собрались в редакции газеты «Патриот», где на самом почетном месте висят портреты инициаторов неудавшегося переворота. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика