|
|
N°117, 05 июля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Павшие под Иркутском
В России объявлен траур в связи с крупнейшей авиакатастрофой пятилетия
Президент Путин объявил 5 июля днем траура в память о 145 пассажирах и членах экипажа российского самолета Ту-154, потерпевшего катастрофу во вторник вечером под Иркутском. Такой масштабной по числу жертв трагедии в России не случалось со дня гибели в августе прошлого года атомной подлодки «Курск». Для российской гражданской авиации она стала самой крупной аварией за последние 5 лет.
Впрочем, власти пока не склонны делать далеко идущих выводов о состоянии безопасности полетов. Госавиаслужба не стала, как раньше в подобных случаях, вводить запрет на эксплуатацию всех лайнеров этого типа. А глава МЧС Сергей Шойгу, непосредственно руководивший поисково-спасательной операцией, был очень осторожен в оценках и призвал не торопиться с выдвижением конкретных версий как минимум до расшифровки «черных ящиков». Судя по первым впечатлениям специалистов, причиной трагедии стал так называемый «человеческий фактор» -- ошибка пилотов или наземных служб. Хотя члены правительственной комиссии, приступившие вчера к расследованию причин катастрофы борта RA-85845, допускают все возможные варианты.
Ту-154 авиакомпании «Владивосток Авиа» выполнял регулярный рейс 352 Екатеринбург--Владивосток с промежуточной посадкой в Иркутске. На борту лайнера находились, согласно данным Минтранса, 136 пассажиров, среди которых было шесть детей и 12 иностранцев (в основном граждан Китая). Экипаж состоял из девяти человек. Из Екатеринбурга самолет вылетел в 19.10 по московскому времени, с небольшим опозданием, которое, впрочем, объяснялось организационными причинами. В 20.50 командир запросил у диспетчерских служб иркутского аэропорта разрешения на посадку. Однако взлетно-посадочная полоса оказалась занята, и экипажу дали указание сделать несколько кругов в воздухе. В 21.07, когда самолет пошел на третий круг, пилоты получили команду с земли заходить на посадку. После чего Валентин Гочарук доложил о снижении до 900 метров, сообщил, что выпустил закрылки и шасси, и видит посадочную полосу. Это были последние слова, которые на земле слышали от борта RA-85845. В 21.10 Ту-154 исчез с экранов слежения.
Обломки самолета нашли всего через час с помощью высланных на его поиски спасательных вертолетов. Место падения -- лесную поляну на окраине деревни Бурдаковка -- указал один из местных жителей, позвонивший в милицию. Самолет буквально развалился на мелкие куски, более или менее уцелела только хвостовая часть. Были найдены останки всех 145 пассажиров и членов экипажа. Правда, вчера к вечеру эсперты смогли опознать меньше половины из них.
Сразу же после известия о катастрофе для расследования ее причин глава правительства Михаил Касьянов создал комиссию во главе с вице-премьером Ильей Клебановым. В нее вошли 25 человек из Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Минтранса, ФСБ, прокуратуры, МВД, КБ им. Туполева и самарского авиастроительного завода «Авиакор», где был собран злосчастный Ту-154.
Прибывшие из Москвы эксперты только вчера к вечеру смогли приступить к детальному изучению обломков самолета и с конкретными выводами не торопились. Однако все сходились во мнениях, что лайнер упал «очень странно». Судя по разбросу обломков, основная часть которых осталась на пятачке 90х60 м, Ту-154 буквально шлепнулся на землю, причем в момент падения его нос оказался почему-то развернут в сторону, противоположную направлению полета. Никто из специалистов такому сочетанию обстоятельств вразумительного объяснения дать не смог. Очевидно, что поскольку экипаж ничего не успел сообщить на землю, самолет упал за считанные секунды. Произойти такое могло лишь в трех случаях: либо из-за одновременного отказа всех трех двигателей, что маловероятно, особенно для такой машины, как Ту-154; либо из-за выхода из строя системы гидравлики, которая обеспечивает работу всех систем управления самолетом; либо из-за ошибки пилотирования. Некоторые специалисты вчера высказали мнение, что технические сбои отчасти мог вызвать сложный рельеф в окрестностях иркутского аэропорта -- он расположен среди холмов, и при заходе на посадку самолетам приходится совершать намного больше сложных маневров, чем обычно, в связи с чем резко возрастает нагрузка на все его агрегаты. Однако представители МАК и ОАО «Авиакор» заявили вчера, что именно этот Ту-154, согласно всем документам, находился как минимум в неплохом техническом состоянии. Он был выпущен в 1986 году, 14 лет эксплуатировался китайской авиакомпанией, а в декабре прошлого года его приобрел «Владивосток Авиа». При этом ресурс самолета был выработан не больше чем на две трети и за все время службы прошел три капитальных ремонта, причем последний -- лишь в минувшем апреле на Внуковском авиаремонтном заводе. Кроме того, непосредственно перед вылетом он прошел полный технический контроль, и сам экипаж не высказывал перед полетом никаких нареканий. Гендиректор ОАО «Авиакор» Владимир Белогуб заявил, что по статистике практически все аварии Ту-154 происходили либо из-за неудовлетворительного техобслуживания, либо в связи с невнимательным пилотированием.
Тем не менее прокуратура, возбудившая уголовное дело по ст. 263 ч. 3 УК РФ (нарушение правил безопасности при эксплуатации воздушных судов), изъяла в аэропорту Екатеринбурга и в самой авиакомпании всю техническую документацию, касающуюся погибшего самолета. Одновременно следователи арестовали все задействованные в тот трагический вечер в иркутском аэропорту средства контроля диспетчерских служб. От работы также отстранены бригада диспетчеров, работавшая 3 июля в аэропорту Иркутска, и бригада техников екатеринбургского аэропорта Кольцово.
Страховые выплаты родственникам погибших
В первых сообщениях с места иркутской трагедии вчера прозвучали странноватые цифры: назывались суммы страховых выплат родственникам погибших пассажиров Ту-154 в размере 12 тысяч рублей, а величина ущерба от потери самолета определялась в 60 млн руб. Комментарий Дальневосточной акционерной страховой компании (ДАСК), застраховавшей злополучный рейс, относительно столь огромного разрыва в суммах вчера получить не удалось: телефоны ДАСК не отвечали. Но, как выяснила газета «Время новостей», информация о выплате родственникам погибших пассажиров 12 тыс. руб. достоверна, но неполна. Потому что 12 тыс. -- это лишь часть страховки, которая выплачивается в соответствии с президентским указом об обязательном страховании жизни и здоровья пассажиров. Но эта страховка -- лишь дополнение к обязательному страхованию ответственности перевозчика, предусмотренному Воздушным кодексом РФ (ВК).
Как пояснил нам руководитель одной из страховых компаний, в соответствии с ВК, жизнь и здоровье пассажиров самолета должны быть застрахованы не менее чем на 1000 МРОТ. Это -- 100 тыс. руб. (для расчета страховых выплат используется величина МРОТ, не совпадающая с текущим его значением. -- Ред.). «Это -- минимальные требования. Возможно, ДАСК и «Владивосток-АВИА» договорились и о больших суммах», -- предположил наш собеседник.
Как поясняют эксперты, если выплаты по президентскому указу осуществляются достаточно быстро (примерно полгода), расчеты по страхованию ответственности могут затянуться на несколько лет. Дело в том, что для для получения страховки пострадавшие (или их родственники) должны сначала доказать размер ущерба, подтвердив его документально. Эта сумма может оказаться значительно выше, чем определено страховым договором. Как правило, решение о размере выплат принимает суд.
(Елена МЯЗИНА)
СПРАВКА
Ту-154, самый массовый российский самолет для авиалиний средней протяженности, был разработан в конструкторском бюро имени Туполева в 1962 году. В 1972 году на Куйбышевском авиационном заводе начали серийное производство Ту-154, которое продолжалось до 1996 года. За 25 лет было выпущено более 900 машин разных модификаций (300 из них были проданы за рубеж.) По данным международной организации гражданской авиации IKAO, в мире разбилось около 40 пассажирских лайнеров этого типа. Чаще всего аварии происходили по вине экипажа и наземных служб, отвечающих за техническое состояние самолетов. Самая крупная катастрофа произошла на территории СССР 10 июля 1985 года. Самолет «Аэрофлота», вылетевший из Ташкента, по вине экипажа вошел в плоский штопор и разбился вблизи Учкудука. В катастрофе погибли 200 человек. По мнению специалистов Минтранса, на сегодняшний день Ту-154 технически устарел, и к концу 2006 года планируется прекратить его эксплуатацию.
Виктор ПАУКОВ, Александр РАСКИН, Дмитрий ЧЕРНОВ, Владивосток, Виктор БЕЛИМОВ, Екатеринбург, Михаил КУКУШКИН