N°109
25 июня 2001
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
  ПОИСК  
  • //  25.06.2001
За нашу победу
Владимир Федосеев отметил 60-летие начала Великой Отечественной войны

версия для печати
Заключительный в этом сезоне концерт Владимира Федосеева и его оркестра имени Чайковского прошел в Большом зале Консерватории 22 июня. За музыкальное оформление трагической даты маэстро Федосеев взялся со всей серьезностью и ответственностью. Тема -- для остальных слишком пафосная и официозная -- ему подходит лучше некуда. Федосеев известен своими удивительно плодотворными отношениями с советской классикой. Ее опасный температурный жар дирижер избрал для борьбы с нынешним равнодушием, ее идеологический задор -- лучшим способом пощекотать публике нервы. Так, Федосеев, без сомнения, -- лучший исполнитель многоликого, противоречивого и, бесспорно, гениального Свиридова: не боится ни его прокоммунистической «Патетической оратории», ни поздних духовных сочинений. Но, кроме того, он умеет добывать крупицы золота даже там, где уже, казалось бы, все добыто и ничего, кроме пустой породы, не осталось.

Концерт к 60-летию начала войны открылся «Священной войной» Александра Александрова, которая стала едва ли не самым сильным номером программы. Агрессивная барабанная дробь, пронзительная труба, чеканный хор (Академия хорового искусства Виктора Попова), и слушателю гарантирован комок в горле. Песня Александрова закончилась совершенно справедливой стоячей овацией. Последовавшая за нею первая часть «Ленинградской» симфонии Шостаковича, в которой были намеренно жирно прочерчены знаменитые вариации «темы нашествия», продолжили тот же жестко-напористый сюжет и ту же оглушающую динамику рок-концерта.

Завершили первое отделение фрагменты из «Военных писем» Валерия Гаврилина (1972) -- вокально-симфонической поэмы на слова Александры Шульгиной для хора, оркестра, сопрано (Лариса Костюк) и неакадемического мужского голоса (эту партию хрипло спел первый исполнитель сочинения Алексей Петренко). Фольклорный примитивизм Гаврилина с его томными арфово-аккордеонными частушечными переборами оказался долгим, печальным и тихим послесловием к эмоциональной однозначности первых номеров, обратной стороной военной медали, тенью от победного монумента. Идеально выстроенную концепцию чуть подпортила актерская самодеятельность Петренко, который под конец решил еще раз надрывно спеть первую строчку из александровской песни. Получилось как в плохом советском фильме -- все постылые и пустые штампы, которых с такой ловкостью избежал в начале концерта Федосеев, на этот раз повылезали наружу.

После перерыва история с самодеятельностью, к сожалению, продолжилась. Второе отделение было «немецким» и состояло из общепримиряющей музыки Бетховена -- фрагментов к гетевскому «Эгмонту» (оркестр играл хорошо, но монолог Эгмонта в вялом исполнении Михаила Филиппова был совершенно не к месту) и Фантазии для фортепиано, хора и оркестра (в выборе солиста -- немца Петера Резеля -- явно определяющим фактором была его национальность). В сравнении с острым и проблемным «русским» отделением гладкое и правильное «немецкое» явно проигрывало. Но войны между ними не вышло -- слишком разными и далекими друг от друга они оказались.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  25.06.2001
Сергей Бодров-старший волей-неволей представительствовал за отечество
Россия в конкурсе собственного фестиваля не участвует. Зато русский режиссер есть. Сергей Бодров-старший, после успеха «Кавказского пленника» уехавший в Америку и у нас подзабытый (теперь скорее он «прилагается» к своему сыну, чья популярность, напротив, столь велика, что определение «младший» давно слетело), сделал в промежутках между важными съемками одно «независимое» кино. Картина Quickie («Давай сделаем это по-быстрому»), действие которой происходит в Америке, в которой играют русские и американские актеры, которую снимал русский режиссер, а персонажи говорят по-английски, представляет Германию. Впрочем, это ничуть не менее удивительно, чем чернокожий певец, принесший Эстонии приз Евровидения. Глобализация, как и было обещано... >>
  • //  25.06.2001
Владимир Федосеев отметил 60-летие начала Великой Отечественной войны
Заключительный в этом сезоне концерт Владимира Федосеева и его оркестра имени Чайковского прошел в Большом зале Консерватории 22 июня. За музыкальное оформление трагической даты маэстро Федосеев взялся со всей серьезностью и ответственностью. Тема -- для остальных слишком пафосная и официозная -- ему подходит лучше некуда... >>
  • //  25.06.2001
Ретроспектива северокорейского кинематографа на ММКФ
Поклонникам весьма популярного некогда в СССР журнала «Корея» наверняка запомнилась помещенная на его страницах репродукция. На картине был изображен мальчик младшего школьного возраста в коротких штанах, проникновенно распевающий под аккомпанемент своей ровесницы-аккордеонистки. Полотно называлось «Никому не завидуем на свете». Этот слоган мог бы стать великолепным эпиграфом для ретроспективы фильмов КНДР, впервые за долгие годы представленных на Московском кинофестивале... >>
  • //  25.06.2001
22 июня на 83-м году жизни скончался великий мастер блюза, американский гитарист и певец Джон Ли Хукер. Непревзойденный образец для всех блюзовых музыкантов, Хукер -- один из немногих классиков жанра, встретивших новый век. Со смертью отца блюза (без всяких кавычек!) эта музыка в ее классическом виде окончательно стала историей... >>
  • //  25.06.2001
В Москве выступили группы Tindersticks и Red Snapper
Английские группы, выступавшие в пятницу и субботу в клубе "Точка", собрали примерно одинаковую публику. Хотя вообще-то музыка Tindersticks и Red Snapper (так называется по-английски рыба люциан) не имеет в музыкальном отношении практически ничего общего. Разве только статус музыкантов -- те и другие ходят в "независимых". Обе группы из тех, что не мелькают на телеэкранах и не делают хитов. Случай практически беспрецедентный: в Москве два дня подряд выступают "инди"-группы с культовым статусом. Надо ли говорить, что оба концерта прошли с аншлагом... >>
  • //  25.06.2001
В Москву приехал главный клоун-хулиган Лео Басси
Представьте себе человека, напоминающего одновременно Виктора Степановича Черномырдина, Валерия Павлиновича Шанцева и вообще всех лысоватых номеклатурных работников. В костюмчике, с дипломатом и в массивных очках. Теперь вообразите, что этот важный самовлюбленный человек по ходу представления разбивает кувалдой сначала лимон, потом яблоко, потом огромный арбуз, так что ошметки разлетаются по всей сцене, а зрители первых рядов вынуждены прикрываться прикрепленным к стульям пластиком. Этот же господин будет поливать публику водой из дырочки в дипломате. Он же попытается устроить на сцене акт самосожжения, для чего вынесет канистру с бензином и действительно учинит небольшой пожар. "Только помните, что бы я ни делал, я люблю вас!", -- предуведомит он зрителей в начале... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика