N°194
26 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  26.12.2000
В одном черном, черном городе...
"Песочный человек" Гофмана в Театре-студии Табакова

версия для печати
Поставить немецкого романтика взялся Александр Марин, артист, давно предпочитающий игре на сцене режиссуру. Прежде его привлекала добротная реалистическая манера, на сей раз он впал в ересь формализма. Жанр спектакля определен в программке как "триллер эпохи Просвещения". Что имеется в виду под "Просвещением", не совсем понятно -- то ли времена самого Гофмана (хотя он вроде бы жил в эпоху Романтизма), то ли наши с вами (хотя что в них просветительского?). Но это неважно. Слово "Просвещение" употреблено для солидности. Главное в дефиниции, конечно же, слово "триллер". Вообще-то подобный жанровый ход -- первое, что приходит в голову.

Романтическая литература дала немало сюжетов для фильмов ужасов. Чего стоит один, словно специально для Голливуда написанный "Франкенштейн" Мэри Шелли. Произведение Гофмана, вольно инсценированное Мариным, имеет с кинематографическими страшилками сходство более отдаленное, но таинственности и саспенса в нем тоже хоть отбавляй. Действие закручено вокруг загадочной фигуры гениального художника Теодора Кантора, бросившего в свое время вызов Богу в попытке создать подобие человека. Жертвой эксперимента спустя много лет после смерти дерзновенного мастера падет его сын Натан, который предпочел любви к трогательной девушке любовь к кукле, сотворенной некогда его отцом.

В повести, легшей в основу балета Лео Делиба "Коппелия" и оперы Жака Оффенбаха "Сказки Гофмана", присутствуют едва ли не все мотивы романтической литературы. Во-первых, это тема художника-демиурга, мечтающего стать вровень с самим Творцом. Во-вторых, взаимодействие живого и неживого мира. Последний не только ужасает писателя, но и неумолимо влечет к себе. Идея куклы, неотличимой от своего прототипа, а в чем-то и превосходящей его, тесно связана с гофмановскими размышлениями о природе актерского искусства. Будучи не только литератором, но и театральным директором, капельмейстером и декоратором, Гофман остро сознавал разрыв между великими произведениями литературы и театральной практикой. Любопытен в этом смысле финал его повести "Необыкновенные страдания директора театра", где главный герой показывает приятелю идеальный, по его мнению, театр. Со словами: "Вот моя труппа!" он откидывает крышку ящика и демонстрирует изящнейших марионеток. Живые актеры кажутся директору непригодными для подмостков.

Из этих романтических тем Марин пытается построить театральный триллер. Спектакль выдержан в черно-белой гамме с активным вкраплением красного. Профессор изящных искусств Альфред Спаланцани (Павел Ильин), к которому Натан, решивший стать художником, приезжает, дабы совершенствоваться в мастерстве, носит инфернально-черный парик с косичкой, экспрессивно жестикулирует и пронзает героя острым колючим взглядом. Коппелиус в исполнении подвижного и пластичного Дмитрия Бородецкого танцует в лучах мечущихся по сцене прожекторов данс-макабр, разговаривает вкрадчиво-елейным, но очень неприятным голоском и всячески демонстрирует повадки мелкого беса. Для сгущения атмосферы таинственности сцена то и дело погружается в темноту, а музыка звучит оглушительно и зловеще. И без того непростой текст Гофмана в сценическом варианте "Табакерки" обретает еще большую загадочность. У немецкого романтика люди и куклы похожи, но не тождественны друг другу. У Марина невесту Натана Клару и куклу Коппелию играет одна актриса -- обаятельная Дарья Мороз. Так что в финале не разберешь, кукольную или человеческую ипостась своей возлюбленной обнимает главный герой.

Иногда романтический пафос подается в пародийном ключе. Лирические герои в самые патетические моменты танцуют под Пьяцоллу. Спаланцани и Коппелиус, священнодействуя в своем анатомическом театре, наматывают на руки длинные шланги, имитирующие внутренности Натана. Сам герой, приобщившись к высшим тайнам искусства, почему-то надевает косуху.

Гофман был не чужд иронии. Ее разрушительный пафос он, как правило, обращает внутрь самого романтического героя. Но пародийность спектакля иного рода. Его эстетика напоминает не столько триллер с философской нагрузкой, сколько детские ужастики, которые подростки рассказывали друг другу в пионерских лагерях -- сначала очень страшно, а потом немного смешно. Единственным, кто воплощает в себе романтическое начало в чистом виде, оказывается исполняющий роль Натана Виталий Егоров, чья внешность и сценическая манера словно специально созданы для Манфреда, Эрнани или принца Гомбургского. На современной сцене такой артист -- большая редкость, но спектакль это не спасает. Посреди черных-черных комнат и гротескно-инфернальных партнеров он смотрится как живой человек меж экспонатов музея мадам Тюссо. Или обитателей идеального гофмановского театра в большом ящике. Он слишком утончен и лиричен, чтобы быть хорошей марионеткой.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  26.12.2000
"Песочный человек" Гофмана в Театре-студии Табакова
Романтическая литература дала немало сюжетов для фильмов ужасов. Чего стоит один, словно специально для Голливуда написанный "Франкенштейн" Мэри Шелли. "Песочный человек" Гофмана, вольно инсценированный Александром Мариным на сцене Театра-студии Табакова, имеет с кинематографическими страшилками сходство более отдаленное, но таинственности и саспенса в нем тоже хоть отбавляй. >>
  • //  26.12.2000
Фестиваль «Траектория» открыл первую в Москве независимую площадку современного танца
Идея открытой сцены для новых танцевальных проектов возникла не вчера. Ее несколько лет лелеяли хореографы и танцовщики contemporary dance. Возникший по инициативе артистов фестиваль «Траектория» - показ новых московских работ contemporary dance - феномен почти революционный. Фестиваль провели без помпы и больших денег и боялись, что эксперимент провалится. Получилось наоборот. >>
  • //  26.12.2000
Названы соискатели премии Аполлона Григорьева и лауреаты Антибукера
Номинацию на премию имени Аполлона Григорьева можно считать подведением итогов литературного года. Иные из номинаторов погрешили против статута премии, выдвинув сочинения сильные, но публиковавшиеся до 2000 года. Беспроблемных премий не бывает, но у «аполлонгригорьевского» списка есть свое достоинство - он дает точный образ «словесности-2000». >>
  • //  26.12.2000
В московский прокат вышел последний "Горец"
Четвертый «Горец», снабженный подзаголовком «Конец игры» (по мере просмотра это заявление все более и более обнадеживает), - режиссерский дебют господина по имени Дуглас Аарниокоски. Дебют, увы, неудачный: фильм выглядит оскорблением не только для всякого поклонника предыдущих «Горцев», но и вообще для процесса проекции изображения на киноэкран. >>
  • //  26.12.2000
Лучшим фильмом года критики признали «Лунного папу»
У организаторов различных фестивалей и премий в нашем отечестве есть, в сущности, две возможности: углубиться в дебри национальной экзотики или же, стиснув зубы, пытаться делать «как во всем цивилизованном мире». Устроители национальной премии кинокритики и кинопрессы «Золотой овен» хотят «как на Западе». И, несмотря на то, что этот год выглядит бедновато по сравнению с прошлым, за объявлением победителей было интересно наблюдать - появилась интрига, обеспечивающая интерес к событию. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика