N°191
21 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  21.12.2000
Пожар способствовал
Художник Семен Файбисович вспоминает лето и жизнь без телевизоров

версия для печати
Пространство Галереи М. Гельмана перегорожено гигантской, до потолка, ширмой, на которой вывешены десятки фотографий телевизионного "снега" -- неработающие телевизоры демонстрируют отсутствие информации, коммуникации, визуальной культуры и вообще -- смерть всего. За ширмой -- видеозапись пожара Останкинской башни. На полу валяются обгоревшие бумажки с логотипами всех московских телеканалов. Выставка главного (и на самом деле едва ли не единственного) представителя отечественного гиперреализма Семена Файбисовича многозначительно называется «Живые и мертвые. Воспоминания о лете».

Действительно, есть что вспомнить. Пожар башни поверг общественность, в том числе художественную, в ужас, но вскоре, когда все починили, как и полагается, превратился в модный сюжет для журналистских, фоторепортерских и художественных спекуляций. Пожар фотографировали все, но никто не снимал телепургу, как сделал Файбисович (в одном из интервью он рассказал, что, сидя перед телевизором, честно отснял пленку в 36 кадров). Получились документальные снимки, которые на выставке предъявлены как художественные, с чем, собственно, и не поспоришь. Подобная мутация документальной реальности в художественную, и наоборот, -- главный принцип гиперреализма (гигантские картины маслом имеют вид сильно увеличенных фотографий). В этом смысле можно сказать, что художник, несмотря на то что отказался от традиционной живописной техники ради более продвинутой, фотографической, остался верен себе.

Впрочем, проект Файбисовича -- не только злободневно-социальный. Он посвящен пустоте как экзистенциальному состоянию (телевизор ничего не показывает, значит, ничего и нет), слепоте как визуальной стратегии (пусть ничего и не видно, но от этого только обостряется память, превращая «слепого» зрителя в пророка) и постмодернизму как художественной позиции. Подобно завзятому постмодернисту, Файбисович цитирует (название выставки отсылает к роману Константина Симонова), симулирует (фотографии экранов -- это симулякры телевизоров) и иронизирует (шпалерная развеска фотографий пародирует полиэкран). Все это вместе превращает проект Файбисовича в философское размышление о живых и мертвых, что, собственно, и заявлено в названии выставки.
Николай МОЛОК

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.12.2000
В российский прокат вышел главный рождественский кинохит 2000 года
Давным-давно, когда Рождество не праздновали, родители отвели меня в гости к родственникам, настолько дальним, что еще немного - и их впору было бы называть знакомыми. У этих знакомых-родственников были что называется «дети моего возраста», однако меня в ту пору куда больше интересовали загадочные предметы материального мира. Российская премьера фильма Рона Говарда «Гринч, похититель Рождества» расставила все по своим местам. >>
  • //  21.12.2000
Сезон кинофестивалей объявлен открытым
Марк Рудинштейн на днях собрал журналистов, чтобы объявить им сразу о многом. Во-первых, 24 декабря будет вручена премия журналистов и кинокритиков «Золотой Овен». Во-вторых, объявили программу VI международного фестиваля «Лики любви», который впервые стал конкурсным, что очень существенно повышает его статус (председателем жюри согласился стать культовый актер Удо Кир). >>
  • //  21.12.2000
Владимир Ресин реконструировал Москву. В фотографиях
Про то, что в Москве понастроили за последние 150 лет, вышла огромная, красивая, роскошная, даже жирная книга под названием «Москва. Реконструкция в фотографиях. 1850-2000». Издатель -Московский Дом фотографии, регулярно проводящий выставки на тему «Москва в фотографиях», каждая из которых сопровождается большим каталогом. >>
  • //  21.12.2000
Художник Семен Файбисович вспоминает лето и жизнь без телевизоров
Пространство Галереи М. Гельмана перегорожено ширмой, на которой вывешены десятки фотографий телевизионного "снега" - неработающие телевизоры демонстрируют отсутствие информации, коммуникации и вообще - смерть всего. Выставка главного представителя отечественного гиперреализма Семена Файбисовича многозначительно называется «Живые и мертвые. Воспоминания о лете». >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика