N°188
18 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
С огнем в груди и верой в сердце
В конце второго тысячелетия в Москве на равных исполнены сочинения во славу Христа и Ленина

версия для печати
Как известно, московская публика очень любит многолюдные кантатно-ораториальные жанры. Большое сборище людей на сцене радует глаз и вселяет уверенность в то, что хоть один из компонентов -- хор, оркестр или солисты -- будет хорош. Эту привязанность давно знают составители филармонических абонементов, неизменно вставляющие в программы своих концертов реквиемы Моцарта и Верди. Этими замечательными произведениями, звучащими в Москве чуть не каждый месяц, как правило, дело и ограничивается. Конец минувшей недели существенно освежил московский репертуар -- в течение трех дней в Большом зале Консерватории были исполнены Te Deum Брукнера, «Рождественская оратория» Баха и «Патетическая оратория» Свиридова.

Причины, по которым каждое из трех этих сочинений давно не попадало в московские афиши, разные. Брукнер, композитор второй половины XIX века, до сих пор нов и сложен для наших исполнителей. Бах, наоборот, стар, и потому тоже сложен. Со свиридовской же ораторией, не исполнявшейся больше десяти лет, совсем запутанная история. «Патетическую ораторию» на одобренные партией тексты Маяковского Свиридов написал в 1959 году. Тогда трудно было предположить, что советская эпоха когда-нибудь кончится и даже что сам композитор до этого доживет. Тем не менее это произошло, и мы оказались перед проблемой -- одно из лучших сочинений Свиридова имеет совершенно неудобоваримый текст. Причем музыка не отстраняет этот текст, не хохочет над ним, как это происходит, скажем, в кантате Прокофьева «К 20-летию Октября» (на слова Маркса--Энгельса--Ленина), а шагает с ним в ногу. Делать из оратории постмодернистский стеб или объявлять ее антикоммунистической утопией -- совершенно бесперспективное занятие. Она является не меньшим памятником эпохи, чем наш пресловутый гимн, но в отличие от него оказывается еще и мощным, талантливым сочинением, от которого истории музыки не так-то просто отмахнуться. Ее необходимо исполнять по-настоящему, с огнем в груди и верой в сердце.

Проделать такое, не попав тут же в глазах общественности в одиозные фигуры, может себе позволить только Владимир Федосеев -- дирижер, с некоторых пор считающийся европейцем. Получив несколько лет назад Венский симфонический оркестр, он не оставил своего старого, московского, с которым провел к тому моменту более двадцати лет. Напротив, именно за последние годы его Большой симфонический (потихоньку превратившийся из оркестра Всесоюзного радио в Tchaikovsky-symphony) стал обнаруживать неуклонный рост, в конечном счете приведший его на первое место среди столичных коллективов. В этом году БСО празднует свое 70-летие в полном расцвете сил и среди самых влиятельных лиц. Его европейскую программу, в которую входили брукнеровский Te Deum, симфонические фрагменты из «Тристана и Изольды» и два концерта Моцарта с Виктором Третьяковым и Олегом Майзенбергом, приветствовала Валентина Матвиенко. Русскую программу, игравшуюся в день 85-летия Свиридова, составленную из Бориса Чайковского («Тема и восемь вариаций», 1973) и Петра Чайковского (кантата «Москва») и «Патетической оратории» прямо с консерваторской сцены благословил патриарх Алексий.

Сомнительный официоз компенсировался несколькими музыкальными откровениями. Среди них -- Вагнер, Борис Чайковский и мощный бас молодого Михаила Казакова, исполнившего «Патетическую ораторию» с почтением к стилю фирменного ее солиста -- знаменитого Александра Ведерникова. Что же касается меццо Ирины Чистяковой и хоровой капеллы имени Юрлова, то они были откровенно слабой частью конфигурации исполнителей, задействованных в Свиридове.

В «Рождественской оратории» Баха, уместившейся в концертной афише консерватории в аккурат между двумя юбилейными концертами БСО, конфигурация была такая: хор Виктора Попова, сборный оркестр (струнная часть -- «Виртуозы Москвы», духовики -- откуда попало), привозные солисты, среди которых -- очень хороший тенор Джеймс Тейлор и немецкий дирижер Хельмут Риллинг, глава международной Баховской академии.

Можно себе представить, какой ударный год выдался у маэстро -- год 250-летия смерти Баха. К юбилею Риллингом записано полное собрание сочинений Баха -- 172 диска! Переиграна куча концертов. И московская «Рождественская оратория» -- не последняя его остановка в баховском пути. В Москве же грандиозный «Год памяти Баха», устроенный немецкими культурными организациями, закончился вполне благополучно и весело. В своем отношении к тому, как надо сейчас исполнять Баха, Риллинг не консерватор и не авангардист. Скорее середняк и конформист. Для московской ситуации, где по поводу барочной музыки консенсуса пока не достигнуто, это совсем неплохой вариант. Риллинг смог построить из предоставленного ему разношерстного исполнительского материала легкую и динамичную музыкальную конструкцию, объединить участников грамотными темпами и, сократив ораторию на треть, повернуть ее к слушателям максимально выигрышной стороной.
Екатерина БИРЮКОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.12.2000
Премьера "Маскарада" в Театре Станиславского
С самого начала не приходилось сомневаться, что романтическая драма "Маскарад" в постановке молодого и модного Виктора Шамирова будет лишена романтического флера. Этот режиссерский ход предсказуем, как сюжетный поворот в мыльной опере. Кто же нынче ставит Лермонтова, Мюссе или Виктора Гюго на голубом глазу? Для этого надо быть слишком ретроградом или слишком оригиналом. Шамиров ни то и ни другое. >>
  • //  18.12.2000
Сегодня фильм Франсуа Озона «Под песком» выходит на экраны московских кинотеатров
Сегодня фильм Франсуа Озона «Под песком» выходит на экраны московских кинотеатров. Это одна из немногих удачных картин, продемонстрированных неделю назад в рамках фестиваля «Французское кино сегодня». С режиссером Франсуа ОЗОНОМ, приезжавшим в Москву по случаю премьеры, беседует Анна СТАРОБИНЕЦ. >>
  • //  18.12.2000
В конце второго тысячелетия в Москве на равных исполнены сочинения во славу Христа и Ленина
Конец минувшей недели существенно освежил традиционный московский репертуар - в течение трех дней в Большом зале Консерватории были исполнены Te Deum Брукнера, «Рождественская оратория» Баха и «Патетическая оратория» Свиридова. Причины, по которым каждое из трех этих сочинений давно не попадало в московские афиши, разные. >>
  • //  18.12.2000
На русском языке вышла первая книга из серии про Гарри Поттера
История писательницы Джоан Катлин Ролинг слишком хороша, чтобы быть правдой. Разведенная жена, с малолетней дочкой, без денег и работы, в короткие минуты отдыха сидит в кафе, пока ребенок рядом спит в коляске, и пишет книгу, которой суждено стать бестселлером. Что ждет проект «Гарри Поттер» в России, пока не известно. Пока вышла первая книжка «Гарри Поттер и философский камень». >>
  • //  18.12.2000
Новый фильм Франсуа Озона «Под песком» - спокойный, медитативный, в чем-то напоминающий «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевски. После 25 лет супружеского счастья муж героини бесследно исчез. Женщина не разрешает себе поверить в его смерть. Накануне московской премьеры фильма с исполнительницей главной роли Шарлоттой РЭМПЛИНГ встретилась Анна СТАРОБИНЕЦ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика