N°188
18 декабря 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  • //  18.12.2000
Гоп-стоп, ты отказала в ласке мне
Премьера "Маскарада" в Театре Станиславского

версия для печати
С самого начала не приходилось сомневаться, что романтическая драма в постановке молодого и модного Виктора Шамирова будет лишена романтического флера. Этот режиссерский ход предсказуем, как сюжетный поворот в мыльной опере. Кто же нынче ставит Лермонтова, Мюссе или Виктора Гюго на голубом глазу? Для этого надо быть слишком ретроградом или слишком оригиналом. Шамиров ни то и ни другое. Оригинальности он предпочел радикальность -- уж так сотрем хрестоматийный глянец с хрестоматийной пьесы, что своих не узнаете.

Первая сцена спектакля явно разворачивается где-то в подъезде. Игроки, включая Казарина (Александр Самойленко) и князя Звездича (Сергей Пинчук), -- сплошь деклассированные элементы. Описывая одного из них, Казарин во фразе "Пять лет сидел он под началом..." делает выразительную паузу после местоимения "он". Играют эти представители мелкоуголовной вольницы не в банк, а в лучшем случае в очко. Обращенные к Арбенину слова Казарина: "А ты, любезнейший, женат, богат, -- стал барин" в этом контексте воспринимаются как: "А ты, мужик, скурвился". Следующая сцена маскарада больше напоминает уличный карнавал, а высшее общество -- принарядившуюся шпану. Концепция, таким образом, заявлена сразу и без обиняков. Возвышенный лермонтовский романтизм подается как романтизм блатной жизни. Арбенин в исполнении громоподобного и темпераментного Сергея Шакурова некогда этой жизнью пренебрег и стал честным обывателем -- семьей обзавелся, любимой женой. Но ретивое иногда играет, вот заглянул на огонек к бывшим подельникам, и жизнь покатилась под откос. Шакуров прошлого своего героя не скрывает и, садясь за карточный стол, произносит: "Не откажите инвалиду", изображая профессионального нищего.

В общем, это не драма Лермонтова, а скорее фильм Шукшина "Калина красная". Не могут простить джентльмены удачи предательства своих идеалов. Сцена, где Казарин призывает заблудшего Арбенина вернуться к прежней жизни, решена по всем правилам российской застольной беседы. Приятели уговаривают на двоих пол-литра, у Арбенина в голосе появляются жалостливые интонации алкоголика, и он вот-вот спросит у своего визави: "Ты меня уважаешь?". Но вместо этого говорит: "О! Кто мне возвратит... вас, буйные надежды,/ Вас, нестерпимые, но пламенные дни!". По завершении этого монолога Казарин вместо сакраментального "Теперь он мой!.." декламирует знаменитое стихотворение "Белеет парус одинокий". Между уголовной романтикой и лермонтовским романтизмом окончательно поставлен знак равенства.

Подобный подход, если отвлечься от пьесы, не лишен сермяжной правды. Самый рафинированный романтик рано или поздно начинает вести себя как банальный хулиган, разбойник, уголовник и т.д. Но герои лермонтовской драмы, как ни крути, живут не по понятиям, а по законам чести. И почему князь Звездич впадает в такое отчаяние от мысли, что Арбенин не будет драться с ним на дуэли, в спектакле Шамирова решительно непонятно. Как и многое другое. Пьеса то и дело вырывается из цепких объятий концепции.

Совсем уж неясна во всем этом "маскераде" роль Нины. Вроде бы девушка она неплохая, но позволяет себе удивительные вольности. Особенно западает в память и душу зрителей сцена бала. Стоя на авансцене, исполняющая роль невинной жертвы Ирина Гринева чистым безмятежным голосом поет романс, в котором слово "поцелуй" рифмуется с популярном в народе словом из трех букв. Уже погрузившиеся в полудрему зрители -- спектакль, несмотря на весь свой радикализм, вышел довольно занудным, -- неожиданно просыпаются. И больше уже не засыпают, переспрашивая друг друга, не ослышались ли они. На недоумение зрителей и критиков режиссер наверняка заметит, что слова романса принадлежат перу Пушкина (солнце русской поэзии, как известно, баловалось непристойными стихами с ненормативной лексикой). Но почему их поет Нина? Уж одно из двух -- или она чистая невинная душа, или тоже завязала. Тогда пела бы лучше Розенбаума. Пушкин-то тут при чем?

Спектакль идет в трех актах, причем последний из них длится всего 10 минут. Это сцена отравления героини. Душой Арбенина окончательно овладел разбойничий романтизм имени Лермонтова. "Мне, мне изменить", -- кричит он, делая акцент на слове "мне". Нехороший он человек. Не смог победить в своей душе порок. А ведь мог бы жить как все нормальные люди.

Четвертое действие режиссером вовсе отброшено. Неизвестного в спектакле нет. В нем вообще нет неизвестных. Он прозрачен по замыслу и неубедителен, а главное -- неинтересен по воплощению. Это ведь старый прием -- взять, скажем, прелюд Шопена и сыграть его на манер "Собачьего вальса". "Унизить" пьесу, поскольку не удается возвыситься до нее. Невольно вспоминается пародия на стихи Бернса в переводе Маршака: "При всем при том, при всем при том,/ Маршак остался Маршаком,/ а Роберт Бернс -- поэтом". Вот и Лермонтов остался поэтом. А Шамиров -- Шамировым.
Марина ДАВЫДОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  18.12.2000
Премьера "Маскарада" в Театре Станиславского
С самого начала не приходилось сомневаться, что романтическая драма "Маскарад" в постановке молодого и модного Виктора Шамирова будет лишена романтического флера. Этот режиссерский ход предсказуем, как сюжетный поворот в мыльной опере. Кто же нынче ставит Лермонтова, Мюссе или Виктора Гюго на голубом глазу? Для этого надо быть слишком ретроградом или слишком оригиналом. Шамиров ни то и ни другое. >>
  • //  18.12.2000
Сегодня фильм Франсуа Озона «Под песком» выходит на экраны московских кинотеатров
Сегодня фильм Франсуа Озона «Под песком» выходит на экраны московских кинотеатров. Это одна из немногих удачных картин, продемонстрированных неделю назад в рамках фестиваля «Французское кино сегодня». С режиссером Франсуа ОЗОНОМ, приезжавшим в Москву по случаю премьеры, беседует Анна СТАРОБИНЕЦ. >>
  • //  18.12.2000
В конце второго тысячелетия в Москве на равных исполнены сочинения во славу Христа и Ленина
Конец минувшей недели существенно освежил традиционный московский репертуар - в течение трех дней в Большом зале Консерватории были исполнены Te Deum Брукнера, «Рождественская оратория» Баха и «Патетическая оратория» Свиридова. Причины, по которым каждое из трех этих сочинений давно не попадало в московские афиши, разные. >>
  • //  18.12.2000
На русском языке вышла первая книга из серии про Гарри Поттера
История писательницы Джоан Катлин Ролинг слишком хороша, чтобы быть правдой. Разведенная жена, с малолетней дочкой, без денег и работы, в короткие минуты отдыха сидит в кафе, пока ребенок рядом спит в коляске, и пишет книгу, которой суждено стать бестселлером. Что ждет проект «Гарри Поттер» в России, пока не известно. Пока вышла первая книжка «Гарри Поттер и философский камень». >>
  • //  18.12.2000
Новый фильм Франсуа Озона «Под песком» - спокойный, медитативный, в чем-то напоминающий «Три цвета: синий» Кшиштофа Кесьлевски. После 25 лет супружеского счастья муж героини бесследно исчез. Женщина не разрешает себе поверить в его смерть. Накануне московской премьеры фильма с исполнительницей главной роли Шарлоттой РЭМПЛИНГ встретилась Анна СТАРОБИНЕЦ. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика