N°172
22 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  22.11.2000
Публика просто желает ее видеть
Юбилейный вечер Майи Плисецкой в Большом театре

версия для печати
В свой день рождения, 20 ноября, Майя Плисецкая танцевала в Большом театре. Не сходя с высоких каблуков, в костюмах от Кардена, она исполнила две миниатюры: фрагмент из «Айседоры» и мировую премьеру «Аве, Майя» -- посвящение Мориса Бежара великой балерине. Вторую -- трехминутное лирическое соло с красными веерами -- по настоянию публики исполнила дважды. Как будто в подтверждение слов, сказанных ею на предшествовавшей концерту пресс-конференции: «Я могу уйти со сцены, но ведь не дают!» 75-летняя балерина давно уже может не объяснять, почему и зачем она все еще выходит на сцену. Ее хотят видеть. В любом качестве. В любых нарядах. С любыми аксессуарами. Недавно она дебютировала в роли принцессы в спектакле японского театра «Но», получила предложение из Швейцарии участвовать в проекте по «Истории солдата» Игоря Стравинского вместе с Жераром Депардье. «Это же интересно. Почему я должна отказываться?»

На той же пресс-конференции Плисецкая сообщила, что обожает все «новенькое», чего пожелала и Борису Акимову, новому руководителю балета Большого театра, посоветовав «не перетряхивать нафталин», а начать с нуля. Что, правда, несколько противоречило ее же грустным воспоминаниям о собственных пяти балетах, ни одного из которых нет сегодня в репертуаре Большого. Именно потому, что в театре при каждом новом руководстве начинают с нуля. «А ведь в этих балетах могли бы танцевать и другие».

Пятичасовой вечер в Большом театре демонстрировал как раз все то, в чем Плисецкая сумела себя продолжить. У нее нет прямых учеников и учениц, но есть лауреаты международного балетного конкурса «Майя»: Эгле Шпокайте, Вячеслав Самодуров, Бенджамин Пеш, Ольга Павлова, Игорь Йебра и другие. Они танцуют в разных странах, но образуют некую диаспору Плисецкой, признак которой -- не техническое или физическое совершенство, а свободное воображение, темперамент и способность на эксперимент. Испанец Йебра, один из «людей Плисецкой», показал, например, собственную версию «Умирающего лебедя»: повторив лишь мотив рук-крыльев, его лебедь-мужчина под шум ветра и завывание бури умирал, кажется, чересчур атлетично: держал баланс, сигал в больших прыжках по кругу и садился на шпагат.

Но все-таки не столь важно, что удалось, а что нет, проблема в том, чтобы сделать хоть какой-то шаг в сторону поиска.

Плисецкая -- человек поступка и по этому же признаку находит своих людей. Например, Матса Эка она признала и полюбила еще в те времена, когда в Большом брезгливо морщились от упоминания самого имени шведского хореографа-маргинала.

Второе отделение концерта, не транслировавшееся по телевидению, было отдано целиком одноактному балету Матса Эка «Кармен» в постановке Варшавского большого театра. Логика проста: если бы не партитура Бизе-Щедрина, не было бы ни «Кармен-сюиты» Плисецкой, ни «Кармен» Эка. Этот балет в самом начале васильевского периода, помнится, забраковал тогдашний руководитель балета Вячеслав Гордеев: на сцене курят, сказал он, это нам не подойдет. За прошедшее время балет, в котором не только курят, но и великолепно танцуют в сумасшедшем карнавальном темпе, стал таким же культовым, как «Жизель» или «Дом Бернарды Альбы» того же Эка. Успела уйти со сцены, пока в Большом решали, что можно показывать публике, что нельзя, и легендарная Ана Лагуна, исполнившая главные роли во всех спектаклях своего мужа.

Но Лагуну в Большом все-таки довелось увидеть. Благодаря той же Плисецкой и ее великолепному безразличию к возрастным табу. Фрагмент из балета Эка «Соло для двоих», исполненный Лагуной, -- это короткий, но невероятно насыщенный самыми разными эмоциями женский монолог. Лагуна заставляет смеяться и плакать одновременно. Контраст крепко, надежно, по-мужски скроенной фигуры и лиричнейшей женственности, кажется, загадка для самого Эка, неустанно извлекающего из этого контраста какие-то ошеломляющие тексты.

Впрочем, публика в Большом была глуховата ко всем, кроме самой юбилярши. Даже Алексей Ратманский, лучший хореограф страны, ставший яблоком раздора между Большим и Мариинкой, и блестящий танцовщик, работающий в Дании, танцевал «вхолостую» свою коронную «Тарантеллу». Впрочем, и концерт в режиссуре Гедиминаса Таранды, усвоившего только одно профессиональное правило: перед выходом великой публику надо «греть», оставлял желать лучшего. Уж слишком много некачественных, но помпезных па-де-де и показного энтузиазма. Но все готовы были терпеть и ждать. Если бы великая балерина просто все пять часов простояла на сцене, публику и это бы устроило. Ошикали даже министра культуры, взявшегося заполнять паузу между двумя выходами Майи. Плисецкая же, как настоящая женщина, заставила ждать не только его, но и самого президента России: их совместный выход на сцену пришлось объявлять дважды. Орден "За заслуги перед Отечеством" второй степени из рук президента Плисецкая приняла, не сказав ни слова. И красиво, на высоченных каблуках, удалилась в противоположную кулису.

В общем-то, как всегда. В подобной линии поведения как раз не было ничего «новенького».
Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  22.11.2000
Юбилейный вечер Майи Плисецкой в Большом театре
В свой день рождения, 20 ноября, Майя Плисецкая танцевала в Большом театре. Не сходя с высоких каблуков, в костюмах от Кардена, она исполнила две миниатюры: фрагмент из «Айседоры» и мировую премьеру «Аве, Майя» - посвящение Мориса Бежара великой балерине. 75-летняя балерина давно уже может не объяснять, почему и зачем она все еще выходит на сцену. Ее хотят видеть. В любом качестве. >>
  • //  22.11.2000
На X Международном фестивале ВГИКа искали новое, но не нашли
На открытии десятого ВГИКовского фестиваля председатель жюри, директор киностудии им. Горького Владимир Грамматиков заявил: чтобы побороть царящие сегодня в российском кинематографе «малокартинье» и «невнятицу», нужно привлечь внимание именно к «творчеству молодых». Фестиваль проходил под девизом «Мы ищем новое - новое ищет нас». Приходится признать - искали довольно плохо. >>
  • //  22.11.2000
В Государственном Кремлевском дворце выступил английский «вариант» Оркестра Гленна Миллера
Газета «Время новостей» писала вчера о начавшемся было скандале, связанном с гастролями «Оркестра Гленна Миллера», точнее - его английской «копии», ибо никто из Glenn Miller Orchestra UK (именно так называется британский трибьют) с самим великим дирижером собственно не работал. Как бы то ни было, концерты состоялись. Обещанное шоу, правда, выглядело несколько урезанным. >>
  • //  22.11.2000
Майкл Тилсон Томас привез нам Стравинского
После своего легендарного приезда в оттепельный Советский Союз (1962) Игорь Стравинский не стал нашему слушателю намного ближе, чем был. Многочисленные плоды его деятельности звучат у нас крайне редко. Несмотря на это, новая программа Российского национального оркестра, целиком составленная из Стравинского и осуществленная в Большом зале Московской консерватории, особого ажиотажа у публики не вызвала. Что не мешает отнести ее к удачам концертного сезона. >>
  • //  22.11.2000
На Московском фесте можно еще посмотреть интересные фильмы
Мофест уже пересек «точку невозвращения» - до конца «международного неконкурсного фестиваля» осталось времени меньше, чем прошло с его начала. Тем не менее при желании в фестивальных залах еще можно отловить несколько картин, пропускать которые не стоит. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика