N°170
20 ноября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  • //  20.11.2000
Спящая Барби
Премьерой франко-российской «Спящей красавицы» завершилась неделя французского танца в Москве

версия для печати
На сцене роскошные декорации игрушечного замка. Дверки, окошечки, лесенки, балкончики. Все уменьшительно-ласкательное, все трогательно-детское: от колыбельки, в которой спит принцесса Аврора, до кастрюлек и плошек. Есть здесь где посидеть, постоять, походить персонажам. Точнее -- куклам, которых постановщица то на балкончик выставит, то за столик усадит, то что-нибудь станцевать попросит.

Новая «Спящая красавица» на старую музыку Чайковского поставлена француженкой Карин Сапорта в Екатеринбургском муниципальном театре балета. Сотрудничество балетоведа Олега Петрова (руководитель театра и автор идеи) и Карин Сапорта (руководитель хореографического центра в Канне) началось несколько лет назад, когда хореограф перенесла на Урал свой старый спектакль «Невеста с деревянными глазами». Появившаяся в начале 90-х видеоверсия этого балета, навеянного образами русской литературы и русского танца, и прославила Сапорта в России. Загадочные женщины-матрешки двигались, как механизмы, падали как подкошенные чуть что головой на рельсы, да всю свою невостребованную страстность вкладывали в неистовые балетные па.

Феминистка по призванию и психолог по образованию, Сапорта знает, как задеть живые струны. Ее героини -- женщины-химеры: умирающие до свадьбы романтические невесты, растиражированные журналами и кинематографом, -- по сути, секс-символы и куклы Барби. Неизменно жертвы ханжеской морали, буржуазных предрассудков и сексистов-мужчин. С ними-то, кажется, и борется Сапорта в каждом новом балете. Художественными средствами. «Спящая» не стала исключением. Досталось и Петипа и Чайковскому.

Первому -- за то, что адаптировал французский жеманный стиль к вкусам русского двора, сервировав «Спящую» по канонам версальского зрелища. Второму -- за то, что вообще мало понимал в женщинах, а потому написал музыку живую и чувственную, но не имеющую никакого отношения ни к «механике» классического балета, ни к загадкам женской души.

Марионеточному театру Сапорта музыка Чайковского просто противопоказана. Это все равно что маршировать в бурю. Но маршируют. Мимо музыки и назло музыке. Фарфоровые статуэтки то блоками цитируют Петипа, то вдруг сбиваются на старинный менуэт. То застынут в приторных позах, то сломаются как марионетки.

Что это? У Сапорта хороший глаз, но отвратительный слух? Или она сознательно «сталкивает» Петипа с Чайковским? Кажется, последнее . И все, что так раздражает -- искусственность, геометрия, механистичность и слащавость, помпезность и просто дурная хореография, -- оказывается, надо отнести не на счет Сапорта, а на счет Петипа, сочинявшего безвкусные танцы на потребу публике.

Может, и так. Но Петипа, которого к месту и не к месту дурно цитируют в этом балете, умел сочинять танцы. Сапорта этим умением похвастаться не может.

Красавица Аврора могла бы произвести фурор в этом мертвом царстве. Она танцует соло в роскошном алом платье, раскрывающемся, как лепестки цветка, копируя танец другой Авроры -- предвосхитившей появление модерн-данса американки Лой Фуллер. Но это очередная приблизительная цитата, обозначающая пробуждение танца вообще и вступление героини в период полового созревания в частности (другое название балета Сапорта «Ярко-алые слезы»). Уколовшись веретеном (на сцену выносят длиннющие пики), принцесса засыпает. Принц почему-то долго фотографирует юношей, потом, натянув стерильные перчатки, целует красавицу , а через некоторое время героев уже не различить в массовке. Кажется, вопреки Шарлю Перро (еще один сексист) герои не поженятся.

Сюжет мутирует, но суть танца-схемы не меняется. В финале Чайковского заглушают шумы и радиоволны, а персонажи в скафандрах-дутиках танцуют любовное па-де-де как классический брейк-данс.

Весь этот городок в табакерке был бы хорош, если бы не назывался балетом. Если бы костюмами и декорациями (художник Жан Боэр) мы любовались не два часа без антракта, а минут сорок. Если бы к феминистской чепухе и искусствоведческим вульгарностям Сапорта добавила хоть пять минут сомасштабного Чайковскому -- Петипа хореографического текста. Все-таки в битве с такими титанами одним психоанализом не обойдешься.

После гастролей в Москве и Санкт-Петербурге «Спящая красавица» отправляется в турне по городам Франции, в июне -- парижская премьера.
Ольга ГЕРДТ

  КУЛЬТУРА  
  • //  20.11.2000
Борис Гребенщиков посетил столицу по случаю выхода «Территории» - нового альбома группы «Аквариум». В этот сборник помимо безусловно классических вещей вроде «Рок-н-ролл мертв», «212-85-06» и «Последнего поворота» вошли четыре ни разу не издававшиеся прежде композиции. Одну из них - «Та, которую я люблю» - можно будет услышать в новом фильме Сергея Соловьева «Нежный возраст». Имя Гребенщикова вообще тесно связано с кинематографом. О важнейшем из искусств он и беседует со Станиславом Ф. РОСТОЦКИМ. >>
  • //  20.11.2000
Виктора Цоя почтили «КИНОпробами» в Москве и в Питере
Трибьют (от английского tribute - «дань уважения») - альбом или концерт, составленный из вещей чествуемого музыканта или группы, что по-новому и по-разному исполняются его коллегами. Идея цоевского трибьюта - проекта «КИНОпробы» - пришла в голову Игорю Гудкову (он же - Панкер), питерскому продюсеру и другу всех рок-музыкантов, в том числе и Цоя. Гадать, понравилось бы это Цою, бессмысленно. >>
  • //  20.11.2000
Открытие МОФЕСТ доказало, что фестиваль пущен на самотек
Московский фест открылся конфузом. Торжественная церемония в концертном зале «Россия» не собрала ни ожидаемых VIPов, ни просто достаточного количества публики - администраторы заманивали в партер обладателей пригласительных билетов в бельэтаж. А на показанный сразу после открытия фильм «Безумный Сесил В.», как оказалось, не было куплено ни одного билета. >>
  • //  20.11.2000
Премьерой франко-российской «Спящей красавицы» завершилась неделя французского танца в Москве
На сцене роскошные декорации игрушечного замка. Дверки, окошечки, лесенки, балкончики. Все уменьшительно-ласкательное, все трогательно-детское: от колыбельки, в которой спит принцесса Аврора, до кастрюлек и плошек. Есть здесь где посидеть, постоять, походить персонажам. Точнее - куклам, которых постановщица - француженка Карин Сапорта - то на балкончик выставит, то за столик усадит, то что-нибудь станцевать попросит... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика