|
|
N°170, 20 ноября 2000 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спящая Барби
Премьерой франко-российской «Спящей красавицы» завершилась неделя французского танца в Москве
На сцене роскошные декорации игрушечного замка. Дверки, окошечки, лесенки, балкончики. Все уменьшительно-ласкательное, все трогательно-детское: от колыбельки, в которой спит принцесса Аврора, до кастрюлек и плошек. Есть здесь где посидеть, постоять, походить персонажам. Точнее -- куклам, которых постановщица то на балкончик выставит, то за столик усадит, то что-нибудь станцевать попросит.
Новая «Спящая красавица» на старую музыку Чайковского поставлена француженкой Карин Сапорта в Екатеринбургском муниципальном театре балета. Сотрудничество балетоведа Олега Петрова (руководитель театра и автор идеи) и Карин Сапорта (руководитель хореографического центра в Канне) началось несколько лет назад, когда хореограф перенесла на Урал свой старый спектакль «Невеста с деревянными глазами». Появившаяся в начале 90-х видеоверсия этого балета, навеянного образами русской литературы и русского танца, и прославила Сапорта в России. Загадочные женщины-матрешки двигались, как механизмы, падали как подкошенные чуть что головой на рельсы, да всю свою невостребованную страстность вкладывали в неистовые балетные па.
Феминистка по призванию и психолог по образованию, Сапорта знает, как задеть живые струны. Ее героини -- женщины-химеры: умирающие до свадьбы романтические невесты, растиражированные журналами и кинематографом, -- по сути, секс-символы и куклы Барби. Неизменно жертвы ханжеской морали, буржуазных предрассудков и сексистов-мужчин. С ними-то, кажется, и борется Сапорта в каждом новом балете. Художественными средствами. «Спящая» не стала исключением. Досталось и Петипа и Чайковскому.
Первому -- за то, что адаптировал французский жеманный стиль к вкусам русского двора, сервировав «Спящую» по канонам версальского зрелища. Второму -- за то, что вообще мало понимал в женщинах, а потому написал музыку живую и чувственную, но не имеющую никакого отношения ни к «механике» классического балета, ни к загадкам женской души.
Марионеточному театру Сапорта музыка Чайковского просто противопоказана. Это все равно что маршировать в бурю. Но маршируют. Мимо музыки и назло музыке. Фарфоровые статуэтки то блоками цитируют Петипа, то вдруг сбиваются на старинный менуэт. То застынут в приторных позах, то сломаются как марионетки.
Что это? У Сапорта хороший глаз, но отвратительный слух? Или она сознательно «сталкивает» Петипа с Чайковским? Кажется, последнее . И все, что так раздражает -- искусственность, геометрия, механистичность и слащавость, помпезность и просто дурная хореография, -- оказывается, надо отнести не на счет Сапорта, а на счет Петипа, сочинявшего безвкусные танцы на потребу публике.
Может, и так. Но Петипа, которого к месту и не к месту дурно цитируют в этом балете, умел сочинять танцы. Сапорта этим умением похвастаться не может.
Красавица Аврора могла бы произвести фурор в этом мертвом царстве. Она танцует соло в роскошном алом платье, раскрывающемся, как лепестки цветка, копируя танец другой Авроры -- предвосхитившей появление модерн-данса американки Лой Фуллер. Но это очередная приблизительная цитата, обозначающая пробуждение танца вообще и вступление героини в период полового созревания в частности (другое название балета Сапорта «Ярко-алые слезы»). Уколовшись веретеном (на сцену выносят длиннющие пики), принцесса засыпает. Принц почему-то долго фотографирует юношей, потом, натянув стерильные перчатки, целует красавицу , а через некоторое время героев уже не различить в массовке. Кажется, вопреки Шарлю Перро (еще один сексист) герои не поженятся.
Сюжет мутирует, но суть танца-схемы не меняется. В финале Чайковского заглушают шумы и радиоволны, а персонажи в скафандрах-дутиках танцуют любовное па-де-де как классический брейк-данс.
Весь этот городок в табакерке был бы хорош, если бы не назывался балетом. Если бы костюмами и декорациями (художник Жан Боэр) мы любовались не два часа без антракта, а минут сорок. Если бы к феминистской чепухе и искусствоведческим вульгарностям Сапорта добавила хоть пять минут сомасштабного Чайковскому -- Петипа хореографического текста. Все-таки в битве с такими титанами одним психоанализом не обойдешься.
После гастролей в Москве и Санкт-Петербурге «Спящая красавица» отправляется в турне по городам Франции, в июне -- парижская премьера.
Ольга ГЕРДТ