N°164 10 ноября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Серафимы и комиссары В Петропавловской крепости открылась выставка "Память тела. Нижнее белье советской эпохи"
Выставка, открывшаяся в Петербурге накануне ноябрьских праздников, обнажает главную гражданскую и духовную проблему 1990-х: самоопределение по отношению к "советскому". Она предлагает зрителю историю нескольких поколений, представленную бельем, фотографиями, плакатами и рассказами очевидцев, а также комментарий к этому антропологическому материалу в произведениях современных художников, в текстах каталога и во взгляде постороннего (читай -- заграничного), который обозначен трофейными корсетами и участием Гете-института.
Невскую куртину Петропавловской крепости осаждали толпы желающих увидеть в музейных залах все то, что они и так хорошо себе представляли по сатиновым трусам и колхозным лифчикам. Одни -- на теле близкого родственника, другие -- в виде половой тряпки. По качеству и количеству кураторского труда (кураторы выставки Екатерина Деготь и Юлия Демиденко) это один из лучших проектов года: здесь нет вещей проходных, издан интересный каталог, экспозиция сделана с особым дизайном. В общем, событие удалось. Интрига выставки связана, однако, не только с табуированным материалом, но и с его интерпретацией. Экспозиционное поле оказалось разделенным на территории, которые разительно отличаются друг от друга. Об этом свидетельствуют две частные коллекции белья -- Юлии Демиденко и Александра Петлюры. Демиденко собрала какие-то полупрозрачные (не в смысле «соблазнительно просвечивающие», а в том болезненном смысле, который содержит выражение «прозрачная кожа») дамские рубашки 1920--40-х годов, аскетические мужские плавки и простые белые кальсоны. Одним словом, это зрелище белья, почти возведенного в статус савана. Ударный экспонат от Петлюры -- "Гобелены жизни. Найденный объект": линялые женские штаны "на вате" с яркими заплатами в промежности, красные мужские плавки с вышитым на причинном месте солнцем, не менее вызывающие анилиновых тонов дамские (хочется сказать "бабские") грации -- необъятных размеров с торчащими, как ракеты, грудями. Петлюрины экспонаты говорят не об эротике, а о плодовитости, о теле, которое с первобытной откровенностью требовательно жаждет. Эти вещи -- как улики какой-нибудь связи в подсобке галантерейного магазина. Или порывистого студенческого романа в общежитии, обклеенном плакатами "Поцелуй -- переносчик инфекции". И хотя "Гобелены жизни" могли принадлежать и опустившейся лишенке, и комиссарше, не снисходившей до быта, именно через них проходит демаркационная линия советского, потому что они несут на себе все признаки стиля: брутальность, безапелляционность, кустарную приукрашенность и лапидарное величие коллективной (не одним владельцем ношены) жертвы. При советской власти люди делились на советских и несоветских. В разряд "несоветских" формально попадали буржуи и бунтовщики, но, в сущности, к ним относились все те, кто был небогат и не бунтовал, однако душой и телом не мог разделить советский пафос. Так, в каталоге присутствует замечание Михаила Кузмина о белых брюках, что они -- "предел элегантности и европеизма, и дерзания", но в 1934 году выглядят неприлично, "белые брюки есть подштанники, т.е. большее неприличие и смехотворность, чем нагота". Несоветский человек оставил белые штаны в старорежимном прошлом, и хотя они снова и снова оказывались в моде, для него они стали невыносимы. А вот не упомянутый в каталоге любимый советский герой Остап Бендер грезит об этих самых белых штанах и пройдет в них через всю советскую эпоху. "Несоветское" и "советское" -- это не социальные, а психофизические категории. В обреченных на невыразимость несоветских людях что-то неизбежно ссыхалось, истлевало и оттого становилось неистребимым, как мощи. Неслучайно в инсталляции Н. Першиной-Якиманской белье представлено как тлен: в маленьких витринках, освещенных красными огоньками, лежат кукольного размера рейтузы, трусы, купальничек. Все они сделаны из пыли с какой-то шерстью, налепленной на скотч. Художники, воспринимающие Москву как символ социалистической эпохи, наоборот излучают своими произведениями советский пафос. Диапазон широк: от имперского скульптурного тела у И. Мухина и Т. Либерман до страшноватого, но теплого быта у О. Чернышевой и А. Ольшванга, от разоблачительного и теперь вульгарно выглядящего соц-арта до смиренного сочувствия к недоразвитой и уже дряхлой родине. Любопытно, что выбор советского/несоветского на уровне языка разделяет и кураторов. Вот советская речь 1920-х оживает в статье Деготь "От товара к товарищу. К эстетике нерыночного предмета": "Советская цивилизация -- это вовсе не коммунальность, а, напротив, огромный примат частного над общественным, при, впрочем, большой их взаимозависимости." Текст Демиденко -- синодик дореволюционных, чудом выживших в советское время вещей, окруженных наглыми предметами-бастардами: "Происхождение слова "майка", зафиксированного в словарях не ранее 1938 года, от названия весеннего месяца май не вполне точно. Вероятнее всего, слово это обязано своим рождением французскому "майо" (maillot), как не только во Франции, но и в России в 1900--10-е годы называли легкую трикотажную одежду для отдыха и спорта, например, купальники. Пренебрежительный суффикс "к" был в это время настоящим бедствием, проникшим вместе с различными простонародными выражениями в городскую русскую речь." В отечественной памяти тела оба эти языка теперь звучат с одинаковой и отчаянной экзальтацией, вероятно, потому что новое тело строит свою память из турецкого, тайваньского, белорусского или рязанского. Но по итальянской лицензии.
Монсеррат Кабалье спела на весь Гостиный двор Еще совсем недавно Гостиным двором назывался запущенный памятник архитектуры XVIII столетия, за который долго бились въедливые историки и актуальные художники. Не достался он ни тем, ни другим. Старинное сооружение Кваренги решительно осовременили, укрупнили и затянули стеклянной крышей - самой большой в мире. А вместо актуального искусства запустили туда вечную классику - Монсеррат Кабалье. >>
В Петропавловской крепости открылась выставка "Память тела. Нижнее белье советской эпохи" Выставка, открывшаяся в Петербурге накануне ноябрьских праздников, обнажает главную гражданскую и духовную проблему 1990-х: самоопределение по отношению к "советскому". Она предлагает зрителю историю нескольких поколений, представленную бельем, фотографиями, плакатами и рассказами очевидцев. >>
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Марии Бабановой Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Марии Бабановой. Сценическую жизнь великой актрисы определили две взаимоисключающие черты - лирика и гротеск. Она умудрилась совместить их в неразрывное целое. Могла оставаться предельно естественной в рамках строго выверенной сценической формы и быть отстраненно-ироничной в самых проникновенных местах. >>
Бутанский фильм «Кубок» в кинозале «35 мм» Вокруг фильма «Кубок» наверчено столько занимательных фактов, что ими, при желании, можно и ограничиться. Это первый и пока единственный фильм, произведенный (хотя бы номинально) Королевством Бутан. В главных ролях заняты настоящие буддийские монахи, говорящие на тибетском языке. Режиссера и автора сценария зовут Кхентце Норбу, он же - Светлейший Дзонгсар Джамьянг Кьентсе Ринпоче, один из самых важных ныне здравствующих лам. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|