N°164 10 ноября 2000 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Просто Мария Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Марии Бабановой
Сценическую жизнь великой актрисы определили две взаимоисключающие черты -- лирика и гротеск. Она умудрилась совместить их в неразрывное целое. Могла оставаться предельно естественной в рамках строго выверенной сценической формы и быть отстраненно-ироничной в самых проникновенных местах. Конечно, не последнюю роль в этом сыграла ее довольно продолжительная театральная связь с Мейерхольдом. Трудно понять, почему эта уроженка Замоскворечья, выросшая в суровой и мещанской среде, оказалась так кстати в театре левацки-эксцентричного «темного гения». Но факт остается фактом, а ее Стелла в «Великодушном рогоносце» по сей день является едва ли не главным примером мейерхольдовской биомеханики. Невысокого роста и довольно полная, Бабанова действительно была на удивление подвижна и пластически выразительна. Это понятно и по фотографиям других ее мейерхольдовских ролей -- Марьи Антоновны в «Ревизоре», Полиньки в «Доходном месте» и, конечно же, Боя из ура-революционного «Рычи, Китай!»
О мальчиках-боях вообще разговор особый. Бабанова считалась гениальной травести, и неистребимую детскость сохранила до конца жизни. В ней никогда не было кокетства и того женского (дамского) сексапила, который так ценило партийное и военное начальство в советской театральной звезде Алле Тарасовой. И который вообще был в те годы в моде. Она всю жизнь оставалась женщиной-девочкой, а иногда и женщиной-мальчиком. Была гениальной Джульеттой (одна из лучших ее ролей, сыгранная в Театре Революции у Охлопкова), но никогда не смогла бы стать Гертрудой. Даже знаменитую арбузовскую «Таню», едва ли не самую коронную свою роль постмейерхольдовского периода, она играла с поистине девической грацией. И уход Германа в этом спектакле можно было объяснить довольно просто: он уходил от девочки к женщине. При очевидных преимуществах у этой бабановской особенности были свои недостатки, которые с годами стали доставлять ей все больше неприятностей. Стареющей актрисе не шли юношеский задор и почти подростковая пластика, и прощание с молодыми ролями (чего стоило хотя бы снятие с роли Любки Шевцовой из охлопковской «Молодой гвардии») оказалось мучительным. Но Бабанова переждала, пока старые поклонники перестали ходить на ее спектакли, и резко сменила возрастной диапазон. Сыграла Марью Александровну в «Дядюшкином сне», Раневскую в «Вишневом саде», Софью в «Зыковых», жену во «Все кончено» Эдварда Олби. Тем паче что одна из особенностей актрисы оставалась у зрителей в цене независимо от ее возраста. Это, конечно же, голос -- редкого тембра, высокий, магический. Он вызывал восхищение у всех, кто застал Бабанову на сцене. В пору современниковского «шептального реализма» говорить так романтически-звонко, как Бабанова, считалось почти неприличным, но великая актриса -- кстати, с актерами и актрисами «Современника» очень дружившая -- могла позволить себе оставаться раритетом. На нее ходили, словно в оперный театр, -- услышать, как она своим вышедшим из моды голосом споет знаменитый романс в арбузовской «Тане» или зажигательную испанскую песню в «Собаке на сене». С возрастом Бабанова быстро дурнела, но голос оставался прежним -- «хрустальным», и неудивительно, что ее последними знаменитыми ролями стали роли в радиоспектаклях. А на ее «Маленьком принце» и вовсе выросли целые поколения радиослушателей. Иногда казалось, что именно музыкальные, а не театральные законы -- у Бабановой был, кстати, абсолютный слух -- определили ее существование на сцене. Верная этим законам, Бабанова не особенно надеялась на режиссеров. Она была актриса самоигральная и все свои роли предпочитала выстраивать без постороннего вмешательства. Кроме Мейерхольда (она не могла и по-актерски, и по-женски простить ему своего изгнания из театра, но за всю жизнь не сказала о нем публично ни одного плохого слова), в ее жизни был лишь один режиссер, в которого она поверила безраздельно, -- Анатолий Васильев. С ним она начинала делать «О, счастливые дни» Беккета, с ним же сделала прекрасный радиоспектакль «Портрет Дориана Грея», где ее партнером стал другой великий, но совсем не похожий на нее артист -- Иннокентий Смоктуновский. Вообще-то это отдельный и чрезвычайно интересный сюжет, как актриса, начинавшая у отчаянного авангардиста, в конце жизни примкнула к режиссеру, в то время свято исповедовавшему принципы Станиславского, но в среде театральных стариков почитавшегося человеком сложным и заумным. Впрочем, Бабанова всегда слыла человеком открытым и незашоренным. А со стариками ей было вообще не по пути. Вечной травести не положено стареть.
Монсеррат Кабалье спела на весь Гостиный двор Еще совсем недавно Гостиным двором назывался запущенный памятник архитектуры XVIII столетия, за который долго бились въедливые историки и актуальные художники. Не достался он ни тем, ни другим. Старинное сооружение Кваренги решительно осовременили, укрупнили и затянули стеклянной крышей - самой большой в мире. А вместо актуального искусства запустили туда вечную классику - Монсеррат Кабалье. >>
В Петропавловской крепости открылась выставка "Память тела. Нижнее белье советской эпохи" Выставка, открывшаяся в Петербурге накануне ноябрьских праздников, обнажает главную гражданскую и духовную проблему 1990-х: самоопределение по отношению к "советскому". Она предлагает зрителю историю нескольких поколений, представленную бельем, фотографиями, плакатами и рассказами очевидцев. >>
Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Марии Бабановой Завтра исполняется 100 лет со дня рождения Марии Бабановой. Сценическую жизнь великой актрисы определили две взаимоисключающие черты - лирика и гротеск. Она умудрилась совместить их в неразрывное целое. Могла оставаться предельно естественной в рамках строго выверенной сценической формы и быть отстраненно-ироничной в самых проникновенных местах. >>
Бутанский фильм «Кубок» в кинозале «35 мм» Вокруг фильма «Кубок» наверчено столько занимательных фактов, что ими, при желании, можно и ограничиться. Это первый и пока единственный фильм, произведенный (хотя бы номинально) Королевством Бутан. В главных ролях заняты настоящие буддийские монахи, говорящие на тибетском языке. Режиссера и автора сценария зовут Кхентце Норбу, он же - Светлейший Дзонгсар Джамьянг Кьентсе Ринпоче, один из самых важных ныне здравствующих лам. >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|