N°153
24 октября 2000
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  • //  24.10.2000
Путешествие по внутренним землям
Открылась выставка шведского художника Яна Хофстрема

версия для печати
«Внутренняя станция» -- выставка камерная и не амбициозная. Потому она хорошо смотрится в лабораторном пространстве Института современного искусства (бывшая мастерская Ильи Кабакова). В отличие от музейных или протокольных выставок здесь видишь фрагмент повседневности современного западного искусства.

Экспозиция распадается на две автономные части. Одна -- серия фотографий инсталляций Яна Хофстрема. Работы эти объединены темой времени, исторического и биографического. Художник обращается к фрейдовской «археологической» метафоре памяти. Среди более или менее идиллических пейзажей он сооружает мнимые руины крепостных стен и загадочные бетонные сооружения, напоминающие бункеры и надолбы второй мировой войны. Похоже, однако, что имеются в виду наши внутренние баталии и укрытия. В инсталляции, посвященной Сараево, Хофстрем возводит пробитую окошками-бойницами стену из плотно набитых песком джутовых мешков с английской надписью Sugar. Это не столько плакатная метафора трагедии войны, где самые обыденные предметы теряют свои домашние смыслы (сахар из гуманитарной помощи идет на сооружение укреплений), но и очень личный образ: мешковина выбрана автором из-за ее сходства с холстом художника. Другая инсталляция -- комната, глухие стены которой одеты кружевной решеткой из собранных в «шпалерную развеску» всевозможных старинных окон, от резного дерева с галионов испанской армады до витражей модерна. Этот образ вдруг напоминает о тех сколоченных из разнокалиберных дверей заборах, что можно часто встретить в Подмосковье. И в работе Хофстрема, и в сооружениях неведомых русских умельцев извращается первоначальное назначение предмета -- эти окна и двери уже никогда не откроются, проход или проем обращается в глухую ограду.

Вторая часть экспозиции -- набор разнородных и самодостаточных вещей. Старательно и наивно нарисованная географическая карта неведомых земель. Поп-артная картина с заглядывающим в окно комиксным злодеем в шляпе и черных очках. Растянутый в прямоугольник «черный квадрат», по которому словно бы прошелся экспрессионист. Вполне кабаковский объект -- потрепанный чемодан, за распахнутой крышкой которого возникает, как плененное привидение, белый пиджак. Согласно авторскому комментарию, принадлежащие разным эстетическим системам предметы суть трофеи некоего внутреннего путешествия. Этим путешествием для художника стало чтение повести Конрада «Сердце тьмы» (сюжет которой лег в основу «Апокалипсиса сегодня»). Карта прочерчивает маршрут странствия героя. Черное полотно -- воплощение того ужаса, который охватывает повествователя при виде выставленных на обозрение трупов. Возникший из детских воспоминаний злокозненный фантом из комикса странным образом отождествляется с демоническим персонажем книги Конрада. К нему же отсылает затаившийся в чемодане, как скелет в шкафу, пиджак.

В пересказе эта интерпретация кажется необязательной и почти пародийной. Но работы Хофстрема не ребус и не намеренный нонсенс. Художник думает об «общем» -- почти каждому знакомо и замыкание в «убежище», и проецирование своих внутренних конфликтов в декорации исторических и политических катаклизмов, и блуждание по лабиринтам подсознательных ассоциаций, в которые может завести вполне классическое чтение. Для Хофстрема вся разнородность используемых им языков и техник -- сверхчувствительная «оптика», позволяющая фиксировать те «микрособытия», из которых и состоит внутренний опыт любого из нас.
Ирина КУЛИК

  КУЛЬТУРА  
  • //  24.10.2000
За четыре года Московский дом фотографии сумел сделать ее национальным достоянием
Московский дом фотографии отметил свой четвертый день рождения небольшой выставкой в Московском центре искусств на Неглинной. Было не особенно торжественно - как-никак не юбилей, а рядовая годовщина. При этом собравшиеся недоверчиво спрашивали друг друга: «Неужели прошло только четыре года?» Сегодня кажется, что Дом фотографии в Москве был всегда. >>
  • //  24.10.2000
Появились сентябрьские книжки журналов "Звезда" и "Октябрь". В "Звезде" публикуется подборка новых рассказов Людмилы Петрушевской - написанных, впрочем, по старым, давно апробированным фирменным рецептам. А вот "Октябрь" можно поздравить с удачей: рубрикой прозаика из Екатеринбурга Ольги Славниковой "Терпение бумаги". >>
  • //  24.10.2000
Открылась выставка шведского художника Яна Хофстрема
«Внутренняя станция» - выставка камерная и не амбициозная. Потому она хорошо смотрится в лабораторном пространстве Института современного искусства (бывшая мастерская Ильи Кабакова). В отличие от музейных или протокольных выставок здесь видишь фрагмент повседневности современного западного искусства. >>
  • //  24.10.2000
В Петербурге закончился баховский фестиваль
Международный фестиваль «Бах-Мендельсон: преемственность традиций» стал самой крупной культурной акцией Петербургской филармонии, предпринятой за последние годы. Музыкальные приношения скромному лейпцигскому кантору в год 250-летия его смерти оказались разнообразны и щедры. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика